Спутниковый ШПД: итоги I полугодия

07.08.2013 11:32

На российском рынке телекоммуникационных услуг подъем сейчас переживает не только спутниковое телевидение, но и спутниковый интернет. Об успехах последнего красноречиво свидетельствуют результаты нового исследования компании ComNews Research.

По данным аналитиков, отечественный сегмент спутникового широкополосного доступа (СШПД) для физических лиц на текущий момент находится в фазе активного роста абонентской базы. Так, в период с января по июнь 2013 года количество активных подписчиков услуги двухстороннего СШПД в Ku и Ka диапазонах выросло на 60,7% (или на 1764 человека) — с 2907 до 4671 человека. При этом основной прирост, по сути, пришелся всего на трех игроков — "РуСат", AltegroSky и HeliosNet. Первый показал рост на 825 абонентов, второй — на 750, третий — на 70, а все остальные компании (а в ходе исследования были изучены также абонентские базы СШПД операторов GXSat, StarBlazer, Viscom, "КА-Интернет", КБ "Искра" и "Телепорт-Сервис") — суммарно на 119 абонентов.

Кстати, по поводу успехов "РуСата". Мы бы не стали однозначно приписывать заслуги по столь существенному росту одному ему. Все-таки 825 абонентов, о которых идет речь — это результат совместного проекта с оператором "Радуга-Интернет". В январе этого года компании сообщили об учреждении нового бренда — KiteNet, посредством которого они уже в марте начали предоставлять услугу спутникового интернета как для частных, так и для корпоративных лиц. Причем за частных в большей степени ответственен "Радуга-Интернет".

В прошлом месяце партнеры отчитались, что с 15 марта по 1 июля к KiteNet подключилось 825 частных пользователей и 140 юридических. Также они сообщили, что в ближайший год планируют нарастить суммарную абонентскую базу до 5300 человек, а через три года выйти на цифру в 20 тысяч подписчиков.

Собственно, далее в исследовании ComNews Research об этом говорится. Аналитики даже отмечают, что главным стимулом роста интереса к двустороннему СШПД со стороны физических лиц в первой половине 2013 гога стал именно запуск проекта Kite Net, который установил новую планку стоимости абонентского оборудования двустороннего СШПД (от 8 тысяч рублей), которая стала сопоставима с ценой комплекта приема спутникового ТВ.

Руководитель исследовательского направления ComNews Research Евгений Евдокименко спрогнозировал, что "во второй половине 2013 года на вызов "РуСат" ответят большинство российских поставщиков двустороннего СШПД для частных пользователей. В результате для технически подкованных пользователей интернета появится широкий выбор индивидуальных VSAT-станций стоимостью менее 10 000 рублей. Кроме того, продолжится снижение цен на трафик, которое ускорится после вывода на орбиту спутников АМ5, АМ6 и АМ4R серии "Экспресс"".

По поводу цен на трафик не можем сказать, а вот по части снижения стоимости оборудования заметим, что такое движение на рынке уже началось. Буквально на днях планку в 8000 рублей на свое оборудование установил оператор StarBlazer. Благодаря этому компания надеется уже за первый год действия такого предложения увеличить свою базу на несколько тысяч абонентов.

Но вернемся к исследованию. В ComNews Research обращают внимание на то, что в сентябре 2012 года российские поставщики СШПД для физических лиц приступили к освоению Ка-диапазона. За первые четыре месяца его коммерческой эксплуатации было подключено порядка 1 000 абонентов. Однако, затем темп прироста снизился и в оставшиеся месяцы число подписчиков увеличилось только на 323 человека. Аналитики связывают это с использованием всего лишь одного спутника для оказания услуги спутикового интернета в Ка-диапазоне — Eutelsat Ka-Sat 9A, зона покрытия которого охватывает относительно небольшую долю европейской части России.

Также они отмечают, что в первом полугодии наблюдалось падение интереса к комбинированному сервису СШПД, определяющей чертой которого является организация обратного канала без использования спутникового ресурса. "В первой половине 2013 года абонентская база комбинированного СШПД продолжила свое неуклонное сокращение. По оценке ComNews Research, она вплотную приблизилась к рубежу в 50 тысяч подписчиков, т.е. уменьшилась почти на 5 000 человек.Привлекательность комбинированного СШПД падает в первую очередь в результате увеличивающегося покрытия самых удаленных точек РФ фиксированными оптическими сетями, а также снижения стоимости двустороннего СШПД.Сегмент двустороннего СШПД, напротив, переживает рост интереса со стороны не только юридических, но уже и физических лиц", — говорится в исследовании.