TelecomDaily: всего 2% операторов установили плеер "Витрина ТВ"

Информационно-аналитическое агентство TelecomDaily подвело итоги опроса "Оценка факторов, влияющих на развитие телеком-бизнеса в РФ", в котором приняли участие крупнейшие федеральные и региональные операторы фиксированной связи (услуги передачи данных, ТВ и т.д.) в 15 городах России. Среди прочих пунктов представители компаний должны были оценить регулятивные инициативы, которые в случае принятия отразятся на бизнесе в своем сегменте. В частности, был задан вопрос о том, как в компаниях относятся к появлению единого поставщика контента 20 телеканалов (первого и второго мультиплексов) в интернете. Если данный законопроект пройдет второе и третье чтение, то онлайн-трансляция этих каналов будет осуществляться только через плеер "Витрина ТВ", принадлежащий вещателям и де-факто выбранный поставщиком.

И если в прошлом году компании вынуждены были принять и увеличение НДС, и затраты, связанные с хранением данных в соответствии с "законом Яровой", то в 2020 бизнес испытывает на себе ухудшение общей экономической ситуации из-за пандемии коронавируса— в России и за ее пределами. В такой ситуации дополнительная затраты, возложенные на операторские компании, не выглядят обоснованными. В частности, переход на другой плеер повлечет замену софта (а у части операторов — замену приставок), утверждают участники рынка. Кроме того, респонденты отмечали, что возникновение на рынке такого монополиста, как "Витрина ТВ", позволит вещателям менять условия трансляции в свою пользу.

Проведенный опрос показал неготовность проводных сетей работать с "Витриной ТВ" без давления со стороны регулятора: лишь 2% респондентов уже установили плеер и 4% выразили такую готовность.

Цели исследования-опроса:

Изучение мнения представителей отрасли относительно факторов, непосредственно влияющих на их бизнес, а также факторов, которые могут оказать влияние в ближайшей перспективе, в 2020 году. Подобное исследование позволяет сформировать прогнозы по российскому телекоммуникационному рынку в целом, опираясь на данные, полученные от его участников.

Методология и порядок исследования:

В телефонном опросе (CATI) приняло участие 114 компаний, представителей фиксированного рынка связи, как федерального, так и регионального масштаба. Все компании участвуют в опросе на условиях анонимности, однако их отбор проводился тщательно — опрошенные операторы играют ведущую роль на рынке ШПД, контролируя до 90% рынка своего региона.

Среди опрошенных компаний почти 79% оказывают услуги передачи данных, к сервису ТВ — 47,5%. Таким образом, большинство опрошенных имеют техническую возможность подключить интернет-платформу для ТВ-трансляций, однако заинтересованность в данном сервисе есть не у всех.

Обязательным условием опроса было интервьюирование одного из руководителей компании (генеральный директор, заместитель директора, руководитель подразделения, директор по маркетингу, коммерческий директор). Опрос проходил в период с 30 марта по 6 апреля этого года.

В 15 городов, принявших участие, вошли Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград.

Результаты опроса в части перспективы интернет-вещания первых двух мультиплексов через "Витрину ТВ":

В конце 2019-го компании, оказывающие услуги вещания в интернете, получили уведомления от нескольких крупнейших вещателей, являющихся учредителями "Витрины ТВ", о необходимости с февраля 2020 года перейти на их плеер с соблюдением всех предписанных правил (отсутствие рекламы, услуг отложенного просмотра, предоставление статистики по зрителям и т.д.). Позже выполнение этого требования было перенесено на срок до 1 мая.

Ранее, в ноябре 2019-го, в Госдуме в первом чтении был принят законопроект, закрепляющий создание единого поставщика телеконтента в интернете. В апреле 2020-го Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКиТ) написала в Госдуму письмо, чтобы приостановить дальнейшее рассмотрение законопроекта из-за текущей ситуации в экономике и эпидемии коронавируса (потребление контента в режиме самоизоляции выросло, нагрузка на сети операторов возросла).

Тем не менее, значительная часть фиксированных операторов, почти 60%, далеки от этого конфликта. Так, участникам опроса TelecomDailyбыло предложено оценить инициативу "Витрины ТВ": 33% вообще не знали о ее существовании и 25% не определились с мнением на этот счет. Из этого следует вывод, что появление такого плеера волнует непосредственно операторов ТВ (их среди опрошенных как раз менее 50%).

Порядка 40% опрошенных инициативу восприняли негативно: 25% связали ее с попыткой монополизировать вещание в интернете, 14% — с противозаконным навязыванием рынку новых правил вещания в интернете. Только 4% назвали действия учредителей "Витрины ТВ"правильными.

Готовность к внедрению решения "Витрины ТВ"

Готова ли ваша компания распространять в интернете телевизионный контент по правилам "Витрины ТВ"?

Половина респондентов затруднилась ответить на поставленный вопрос, что, учитывая невысокую осведомленность в этом вопросе, не странно. Почти треть не готова к распространению контента на предложенных условиях.

 

Относительно готовности установить плеер респонденты высказались в том же ключе. Ровно 50% затруднились с ответом на этот вопросы (скорее всего не являются операторами ТВ). Почти 45% считают такой вариант развития событий нежелательным: 31% не готовы пока поставить данный плеер, еще 13% готовы, но будут считать себя пострадавшей стороной. Примерно 2% респондентов уже установили плеер и 4% — сделают это без возражений.

Ситуация с крупнейшими игроками

Крупнейшие игроки рынка платного телевидения – "Триколор", "Эр-Телеком", МТС, "Билайн", "Мегафон" и другие – отказываются принимать новые правила вещания в интернете.

Как, по вашему мнению, будут развиваться дальнейшие события?

30% опрошенных уверены, что "Витрина ТВ" найдет компромисс с крупнейшими провайдерами, а 26,4% думают, что операторам придется согласиться на условия.

 

Прогнозировать развитие конфликта участники телеком-рынка в основном готовы (отказались 35%), но их мнения разделились. 30% считают, что вещатели и операторы достигнут компромисса и 45% — что одной из сторон придется уступить (13% полагают, что операторы согласятся на условия "Витрины"и сами заменят абонентам гибридные STB-приставки, еще 13% — что операторы возложат эти затраты на абонентов, а 9% — что операторы откажутся загружать плеер и удалят оба мультиплекса из сетки вещания).

Варианты в случае принятия законопроекта

Если законопроект о вещании в интернете через "Витрину ТВ" все-таки будет принят, как поступит ваша компания?

Почти 2/3 не готовы сейчас определиться со своими действиями в случае принятия законопроекта о вещании в интернете через "Витрину ТВ". ¼ внедрит предложенное решение, а оставшиеся 15% собираются отказаться от вещания первых двух мультиплексов.

 

Если претензии вещателей, контролирующих "Витрину ТВ", закрепят законодательно (сделают обязательным вещание мультиплексов в интернете через "одно окно"), то более чем 60% опрошенных нужно будет определиться со своей дальнейшей стратегией. 24% внедрят в этом случае плеер в свою сеть, но довольно значительная доля (15%) — откажется от вещания первого и второго мультиплексов.

Вывод:

Конфликт между операторами и компаниями, владеющими плеером (НМГ, "Первый канал", ВГТРК) по-прежнему находится в стадии развития, но серьезно его воспринимают операторы, которых, так или иначе, он касается — то есть распространяющие ТВ-сигнал в интернете. Очевидно, что они оценивают инициативу вещателей крайне негативно, рассматривая как источник дополнительных затрат; навстречу требованиям — до тех пор, пока они не будут закреплены законодательно, — эти компании идти не готовы. Операторы ТВ и интернет-компании рассчитывают на то, что в ходе предстоящих обсуждений законопроекта, их интересы будут также учитываться.

Прогнозы относительно дальнейшего развития рынка ТВ, если единый поставщик контента для интернет-вещания будет закреплен на законодательном уровне, делать рано. Сейчас количество компаний, согласных загрузить плеер, и компаний, выражающих намерение отказаться от 20 каналов первых двух мультиплексов, примерно одинаковое.

"Очевидно, что обязать операторов устанавливать "Витрину ТВ" можно, но это приведет к ограничению конкуренции и фактической монополизации рынка, условия на котором начнет диктовать одна частная компания. В свою очередь мы получим рост цен, сокращение аудитории и снижение качества сервиса. При этом операторы столкнутся и с юридическими рисками, так как им придется передавать персональные данные абонентов третьей стороне. Как следствие, объем пиратского контента в рунете вырастет, так как операторам уже будет не до него", — комментирует результаты опроса генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.

Справка:

В опросе также оценивалась совокупность основных влияющих на бизнес факторов: объем производства, уровень издержек, финансовое состояние, перечень рисков, планы по формированию собственных тарифов. Его полную версию можно получить по запросу, а также ознакомиться на официальном ресурсе агентства.