"Цифровой рассвет" импортозамещения

В прошлом году стараниями законотворцев и "сильных мира сего", да и стараниями всего российского бизнеса, термин "импортозамещение" приобрел особое значение и звучание для телеком-отрасли. Причем не только для той ее части, которая тем или иным образом связана с оборудованием, но и для "творческой" половины. Активизировались разговоры из серии "зачем нам иностранные каналы, у нас и самих вон чего и порох в пороховницах". Ну, а когда в конце 2014 года разгорелись страсти по поводу валютных контрактов, стало очевидно, что все только начинается.
 
Именно на импортозамещении и решили сосредоточить внимание компании "Цифровое телевидение" и "Сигнал Медиа" в рамках ставшей уже традиционной конференции "Цифровой рассвет". Местом ее проведения стал остров Русский, располагающийся в нескольких километрах от Владивостока. Как заявляют организаторы, локация была выбрана не случайно, поскольку совсем недавно, в 2015 году, благодаря запуску в коммерческую эксплуатацию космического аппарата "Экспресс АТ-2″, жителям Дальнего Востока стали доступны каналы ЦТ.
 
"Сегодня для космической отрасли в нашей стране произошла определенная революционная ситуация. Наконец-то ГПКС получил полноценные спутники, которые позволили дать транспорт для выведения новых телевизионных продуктов на Дальний Восток. В прошлом году мы "распечатали" 140-ю позицию для спутников непосредственного вещания. И нам очень приятно, что компания "Цифровое телевидение" по максимуму использовала эту возможность, и теперь мы вещаем на Дальнем Востоке те телеканалы, которые ЦТ посчитала необходимым транслировать на этот регион", - рассказала Ксения Дроздова, заместитель генерального директора ГПКС (к слову, в этом году ГПКС выступил соорганизатором "Цифрового рассвета").
 
Открывая конференцию глава "Сигнал Медиа" Михаил Ковальчук заявил, что "Цифровой рассвет" призван наладить "диалог между всеми участниками отрасли, между зрителями и производителями контента, который они потребляют, между потребителями и провайдерами, предоставляющими им ТВ-услугу, между операторами и вещателями".
 
"Мы пытаемся наладить коммуникации, чтобы лучше понять — что нужно нашему абоненту, чтобы рассказать нашу стратегию, поведать о том — куда мы движемся, зачем мы это делаем, услышать какой-то отклик от гостей, которые посещают наше мероприятие", — сказал Михаил Ковальчук. 
 
А среди гостей в этом году были не только операторы, но, и к удивлению многих, сторонние телеканалы — со своей презентацией в рамках "Цифрового рассвета" выступили представители компании "Первый канал. Всемирная сеть". Видимо, это и была та самая попытка наладить диалог между участниками рынка, хотя — субъективно — не самая удачная: компании, конечно, обменивались любезностями и реверансами, пытались вести диалог, но конкуренция ощущалась и в докладах, и в реверансах. С другой стороны, собрать на одной площадке представителей конкурирующих компаний — уже нетривиальная задача...
 
 
После приветственного слова Михаила Ковальчука, микрофон перешел к заместителю гендиректора ВГТРК и по совместительству председателю совета директоров ЦТ Дмитрию Медникову, который высказал свою точку зрения на "миссию" "Цифрового рассвета": "По итогам конференции мы бы хотели сформировать некие совместные тезисы, подходы, которые бы позволили нам сказать, что мы совместно делаем лучшее цифровое телевидение в мире".
 
"Сейчас в отрасли возникает много разнообразных вопросов — выходить ли на новые платформы, какие каналы производить, какие — нет. Все это в той или иной степени поддается математическому осмыслению. Нам бы очень хотелось поставить друг перед другом задачу, которая бы с одной стороны полностью удовлетворяла нашим совместным интересам, а с другой — позволяла нам в какой-то степени снисходительно, сверху вниз смотреть на иностранных коллег", — продолжил он.
 
Надо заметить, что планы по "догону и перегону" зарубежных коллег ВГТРК строит не только в отношении отечественного рынка. "Сейчас мы можем снисходительно и в какой-то мере свысока смотреть на иностранных коллег на российском рынке, но нам бы хотелось иметь такую возможность и на международной арене, вырабатывая лучшие существующие в мире стандарты вещания (но в первую очередь, конечно, для наших зрителей). И в этом смысле нашей ключевой задачей является отстаивать в России, а через какое-то время и не только в ней, идею, что российский телевизионный контент реально является одним из лучших в мире", — поделился Медников. По его мнению, российский зритель предпочитает российский контент и российский подход к производству телеканалов.
 
Что касается планов по развитию ВГТРК, Дмитрий Медников обозначил глобальный план — выйти на первую-вторую-третью позицию в мире по производству телеканалов.
 
Достигать всего вышеуказанного компания намерена в том числе и за счет грамотного маркетинга. По словам Дмитрия, маркетинг телеканалов, телепродукта сейчас выходит на первое место. Собственно, ровно об этом еще на апрельской конференции Multiservice-2015 говорил и Михаил Ковальчук, акцентируя внимание на слабости, а по большому счету, практически отсутствии нормального маркетинга на рынке, и насущной необходимости разъяснять потребителю ценность услуги платного ТВ. К слову, несмотря на плачевность ситуации с маркетингом, "Цифровое телевидение" считает себя лидером в этой сфере "с точки зрения навыков в межсредном маркетинге как эфирного, так и неэфирного продукта".
 
Патриотичное преображение
 
От маркетинга плавно перешли к презентациям телеканалов. В рамках "Цифрового рассвета" ЦТ в основном отчитывалось о результатах прошлогодних преобразований каналов "Мать и дитя" и "24 Техно" в "Мама" и "Т24″, доставшихся компании после поглощения НКС Медиа. Кроме того, рассказали и о достижениях телеканала "Мульт" ("Кабельщик" планирует отдельно охватить тему развития детского ТВ в том числе компанией "Цифровое телевидение", поэтому сейчас на этом останавливаться не будем). Вместе с тем присутствующим рассказали об обновлении, которое ожидает канал "Страна".
 

 

"12 июня, в День России, выйдет, по сути, новый телеканал "Страна" — он станет своего рода телевизионной выставкой достижений России: от истории до заводов и пароходов, от федеральных округов до конкретных городов и даже улиц. Это будет справочник достопримечательностей, путеводитель по историям успеха — от конкретных личностей до предприятий", — поведала главный редактор проекта Наталья Литовко. Также она сообщила, что канал преобразится и внешне, на нем появится в изобилии двухмерная и трехмерная графика.
 
Следуя последним трендам, "Страна" будет двигаться в сторону импортозамещения. В частности, на канале будут показывать сюжеты, рассказывающие о достижениях РФ в тех или иных областях: "Модное импортозамещение — это не просто тренд для канала, это его суть", — пояснила Литовко, добавив, что в рамках проекта "Бизнес" на "Стране" появится рубрика "Импортозамещение".
 

 

"Телеканал "Страна" — это канал для тех, кто хочет знать больше об успехах России, для тех, кому важно испытывать чувство сопричастности к тому, чем гордится моя страна, мой регион, моя улица. <...> Канал сделан полностью в России и для России", — резюмировала Наталья.

Немного аналитики
 
На "Цифровом рассвете" с докладом выступила Мария Каменская, директор Аналитического центра "Сигнал Медиа". Она изложила идею, впервые озвученную широкой публике на Multiservise’2015 — о том, что от услуги "для всех" необходимо переходить к услуге "для каждого", поскольку абонентам уже не так интересно количество телеканалов в базовом пакете, сколько наличие в нем конкретных наименований. 
 
"Мода на предложение большого обезличенного числа каналов не соответствует практике потребления этой услуги. Вклад конкретного канала, его ценность для каждого конкретного оператора различается", — сообщила Мария, предложив операторам связи чаще изучать данные медиаизмерений и другую аналитику о поведении телеаудитории, ну и, разумеется, прибегать к помощи АЦСМ в этом направлении.
 
"Приятно было отметить интерес аудитории к работе АЦСМ в целом и отклик операторов на презентацию о сценариях развития рынка. Надеюсь, наши рекомендации по преодолению практики ценовых войн и переходу на новый формат позиционирования услуг платного ТВ будут полезны рынку", — поделилась впечатлениями уже после мероприятия Мария Каменская.
 
Надо сказать, что интерес к такой аналитике операторы действительно проявляют, хотя далеко не все готовы делиться своими данными, чтобы получать в ответ некие выкладки и рекомендации. Ну, и никуда не девается основной вопрос по поводу объективности данных в силу причастности аналитического центра к определенной группе каналов. Возможно, нужен громкий кейс, с крупным оператором платного ТВ, но такового пока нет. Игроки рынка только приглядываются к деятельности проекта, хотя есть и те, кто уже выказывает готовность к сотрудничеству.
 
"Некоторые операторы еще не осознают важность аналитических данных, мы же осознаем и настаиваем на том, что этим надо заниматься. Конечно, у нас есть вопросы к репрезентативности тех данных, что предлагает Аналитический центр "Сигнал Медиа", но нам интересно с ними поработать", — прокомментировал "Кабельщику" Павел Минаев, член совета директоров АО "Норильск-Телеком".
 
Вообще, важность аналитики и маркетинга еще не раз поднималась за время конференции. В частности, возникла целая дискуссия между Дмитрием Медниковым и представителем одного из местных операторов о том, на основе какого опыта оператор делает вывод — популярен ли телеканал или нет. 
 
"Это легко проверяется — мы просто отключаем тот или иной канал, и смотрим на реакцию абонентов", — ответил провайдер, добавив, что если компания заменяет один фильмовой канал на другой фильмовой канал, зрители, как правило, "подмены" не замечают, поскольку за редким исключением, контент, который крутится на таких телеканалах, во многом повторяется, премьер и эксклюзива в сетках не так много.
 

 

"Мы не ориентируемся на то, смотрибельный телеканал или нет. Мы ориентируемся в первую очередь на стоимость канала, а во вторую очередь, на насыщение нашего пакета. То есть в базовый пакет мы стараемся добавить платные мультипликационные, фильмовые и спортивные каналы, чтобы более-менее разбавить засилье рекламных каналов", — дополнил свой ответ провайдер.
 
На вопрос Медникова — есть ли у компании иные методы анализа популярности каналов, оператор ответил, что он периодически проводит опросы на своем сайте. На этом месте диалог сторон превратился в монолог Дмитрия Медникова о том, почему так делать нельзя. И хотя доводы приводились весомые и резонные, бескомпромиссная форма их подачи ценность посыла снижала, мало коррелировав с изначальным предложением "совместно делать лучшее цифровое телевидение в мире". Возможно, после конференции, в рамках неформального общения, сторонам и удалось "навести мосты", но нам об этом, к сожалению, не известно.
 
Главное — личное общение
 
Вообще, надо сказать, что личное общение на "Цифровом рассвете" было чуть ли не важнее, чем сама конференция. Практически все, с кем мне удалось пообщаться после официальной части, делали упор именно на это. 
 
"Для нас "Цифровой рассвет" — это площадка, дающая возможность больше узнать о последних изменениях в контентной политике телеканалов, а также неформально пообщаться с дистрибуторами и операторами, обсудить деловые вопросы", — прокомментировала Наталья Ефремова, руководитель группы развития контента Департамента маркетинга и рекламы компании ТТК.
 
"Формат данного мероприятия в первую очередь позволяет пообщаться друг с другом и посмотреть друг другу в глаза, обменяться идеями и обсудить проблемы, — поделился Павел Минаев из "Норильск-Телекома". — Но для операторов "ЦР" еще полезен тем, что позволяет оценить тренды, в данном случае — это тренд на импортозамещение. В этом плане что ВГТРК, что ПКВС демонстрируют суперположительный опыт. Если и дальше так пойдет, т. е. если компании продолжат работать над своей линейкой каналов, улучшать их потребительские свойства и приятно радовать ценовой политикой, то лично для меня — однозначно, что всевозможным импортным аналогам будет становиться все тяжелее на российском рынке. Ведь отечественные телекомпании будут предлагать все то же самое, а может даже и лучше".
 
Главный инженер компании "Подряд" Сергей Труфанов также отметил важность личного общения, добавив, что во время таких мероприятий всегда находятся люди с кардинально противоположным мнением, и оператору полезно такое услышать. "Неформальное общение многое дает. О некоторых вещах, которые всплывают во время разговора, ты раньше вообще не задумывался", — говорит он.

Нет, они это что - серьезно?
Очень хочется разложить все по полочкам, но боюсь дискредитировать ресурс.

P.S. Надеюсь, они хорошо заплатили редакции за такое мягкое отношение автора к их самовлюбленному бреду.

Нет, не заплатили.
Мы уважаем коллег забесплатно.
Стараемся обозревать конференции максимально нейтрально.

Но раскладывайте, конечно, только без личных наездов, пожалуйста (:

Кабельщик-скептик, раскладывайте, раскладывайте! Мы с удовольствием почитаем и даже сделаем на основе ваших комментариев новый материал =)) Ибо лучше, чем представитель отрасли об этой отрасли и правилах ее игры, IMHO, никто не скажет... Вместо тысячи слов и журналистских оценок...