В 2022 году рынок онлайн-кинотеатров в РФ вырастет на 28%

Согласно новому исследованию "ТМТ Консалтинг", в 2022 году рынок онлайн-кинотеатров вырастет на 28% и превысит 55,5 млрд рублей. Основными трендами в ближайшие годы останутся развитие онлайн-кинотеатров в рамках экосистем,  расширение партнерства с сервисными компаниями, дальнейшее развитие собственного производства фильмов и сериалов. Изменение геополитической ситуации, с одной стороны, может привлечь к российским видеосервисам дополнительную российскую аудиторию, с другой – сократить доходы от предоставления услуг на зарубежных рынках, уверены аналитики.

В 2021 году российский рынок легальных VoD-сервисов, действующих по модели ОТТ и предлагающих для просмотра профессиональный видеоконтент, вновь продемонстрировал высокие темпы роста. По оценкам "ТМТ Консалтинг", объем рынка по сравнению с 2020 годом увеличился на 56% и составил 43,4 млрд руб. 

Причинами роста стали развитие цифровых экосистем, рост числа пользователей мультисервисных подписок, в состав которых входит доступ к онлайн-кинотеатрам,  расширение онлайн-кинотеатрами партнерских отношений с экосистемами, операторами связи, другими сервисными компаниями. Также повлияло увеличение онлайн-кинотеатрами инвестиций в производство собственного кино- и сериального контента, продолжившееся в 2021 году влияние пандемии на посещаемость кинотеатров и рост интереса к домашнему видеопросмотру. В то же время негативное влияние на рынок все еще продолжает оказывать достаточно высокий уровень видеопиратства, отметили аналитики.

Эксперты выяснили, что платная модель еще более укрепила свои позиции - доходы, полученные от пользовательских платежей, составили 37,2 млрд руб. (рост на 61%). Реклама принесла видеосервисам 6,2 млрд руб. (рост на 31%). По итогам года доля выручки от пользовательских платежей в общем объеме рынка выросла на 4 п.п. и составила 86%.

Состав топ-3 видеосервисов по итогам 2021 года не изменился – все так же в него входят ivi, Okko и "КиноПоиск", однако позиции игроков поменялись. Лидером рынка по итогам года остается онлайн-кинотеатр ivi. Выручка компании без учета доходов от продажи лицензий на контент собственного производства выросла более чем на треть (вся выручка – на 41%). 

Компании удалось в прошедшем году привлечь самый большой за свою историю объем инвестиций, который будет направлен на дальнейшее развитие сервиса. В частности на производство собственного контента и совершенствование технологической платформы. 

КиноПоиск по итогам года вышел на 2-е место: доходы видеосервиса за год выросли втрое (это самый высокий показатель на рынке). Благодаря развитию экосистемной подписки "Яндекс.Плюс" "КиноПоиск" стал самым большим видеосервисом в России по числу подписчиков. Привлечению аудитории способствовало, в том числе, предложение рейтинговых сериалов собственного производства (в 2021 году их вышло 5).

Онлайн-кинотеатр Okko, являющийся частью экосистемы Сбера, рос в 2021 году несколько медленнее своих ближайших конкурентов и в результате уступил 2-е место, которое неизменно занимал начиная с 2013 года. 

Megogo, до прошлого года входивший в тройку сильнейших, в 2021 году значительно прибавил в росте: выручка компании увеличилась на 46% благодаря развитию партнерких отношений с ТВ вендорами, другими онлайн кинотеатрами и прочими сервисами, расширению контентного предложения. 

Свою рыночную позицию укрепил видеосервис Start - рост выручки на 85% (что выше среднерыночного) позволил компании войти в ТОП-5. В течение года Start предложил своей аудитории 28 оригинальных проектов – в том числе благодаря этому суммарное время видеопросмотров на площадке выросло в 2 раза. 

Онлайн-кинотеатр more.tv благодаря росту на 95% впервые попал в число игроков с рыночной долей свыше 5% и вышел на 6-ю позицию. More.tv, как и большинство компаний-лидеров, занимается созданием собственного видеоконтента - в прошедшем году вышло 4 проекта more.originals, еще 4 были выпущены в совместном производстве с другими студиями. 

Еще один видеосервис с рыночной долей выше 5% - Amediateka – вырос в 2021 году на 42%. 

По оценкам "ТМТ Консалтинг", общая аудитория ОТТ-видеосервисов по итогам 2021 года выросла на 8% до 68 млн. При этом число домохозяйств, в которых имеется хотя бы одна подписка на онлайн-кинотеатр, выросло на 33% – к концу года оно составляло 11,3 млн. Проникновение подписки среди российских домохозяйств за год выросло с 15% до 20%. 

Рост платящей аудитории был связан с активным развитием подписки, особенно в период самоизоляции: просмотр видео стал одним из основных способов проведения досуга, и видеосервисы в ответ на повышенный спрос постарались привлечь как можно больше пользователей, предлагая бесплатные пробные периоды и льготные подписки. В итоге была сформирована достаточно обширная лояльная аудитория.

Все более заметную конкуренцию неоператорским видеосервисам начинают составлять операторские VoD-сервисы. По оценкам "ТМТ Консалтинг", объем доходов, полученных операторами от предоставления услуги «видео по запросу», в 2021 году составил 11,9 млрд рублей. 

Два этих рынка – операторского и ОТТ VoD - имеют пересечение, поскольку большинство операторов платного ТВ предлагают своим абонентам подписки на такие онлайн-кинотеатры, как ivi, Amediateka, Start, Premier, more.tv, КиноПоиск и другие. С другой стороны, подписаться на операторские видеосервисы – Wink ("Ростелеком"), Kion (МТC), "Билайн ТВ", "МегаФон ТВ" и др. могут не только абоненты этих операторов.

По оценкам "ТМТ Консалтинг", объем этого общего сегмента - около 5 млрд рублей. Таким образом, весь российский рынок VoD по итогам 2021 года составил около 50 млрд рублей.

Крупнейшими игроками рынка операторского VoD являются видеосервисы Wink («Ростелеком») и Kion (МТС). Бесспорным преимуществом операторов является наличие абонентской базы по услугам интернет-доступа (как фиксированного, так и мобильного) и платного ТВ. Операторы предлагают своим абонентам доступ к собственным видеосервисам и библиотекам партнерских онлайн-кинотеатров по разным схемам: в составе основной услуги платного ТВ, в составе пакетов услуг (ШПД, мобильная связь и др.), как дополнительные подписки. 

Структура рынка операторского VoD, 2021 Выручка крупнейшего среди операторских онлайн-кинотеатров видеосервиса Wink («Ростелеком») выросла в 2021 году на 76%. Доступ к онлайн-кинотеатру был включен в пакеты услуг (ШПД+ТВ), в конвергентные пакеты сотового оператора Tele2. Подключиться к онлайн-кинотеатру могут и те, кто не является абонентом оператора - через приложения или на сайте. 

Запущенный в 2021 году видеосервис МТС KION достиг за год заметных результатов: объем доходов превысил выручку сервиса-предшественника "МТС ТВ" более чем в 3 раза, число платных подписчиков онлайн-кинотеатра к концу года составило 3,5 млн. Доступ к онлайн-кинотеатру Kion был включен в состав экосистемной подписки МТС Premium, добавлен в ряд пакетов услуг связи (с мобильной связью, со спутниковым ТВ). 

Важным преимуществом сервиса является производство собственного контента линейки KION Originals. Услугу VoD предлагают и все другие крупные операторы платного ТВ – "ЭР-Телеком", Акадо, все спутниковые операторы ("Триколор", "Орион", "НТВ-Плюс"), сотовые операторы – сервисами "Билайн ТВ", "МегаФон ТВ" пользуются многие абоненты мобильной связи.

В 2022 году объем рынка операторского VoD превысит 15 млрд рублей, прогнозируют аналитики. А объем суммарного (неоператорского и операторского) рынка VoD составит свыше 60 млрд рублей.