Юридическая консультация: закон о субтитрировании эфира

В конце октября президент РФ Владимир Путин подписал закон об увеличении количества телепрограмм с субтитрами для граждан - инвалидов по слуху до 5% от общего объема вещания в неделю. С вопросом о том, что это значит для лицензиатов-вещателей, каковы должны быть их действия в дальнейшем и каковы будут санкции за неисполнение требования о субтитрировании эфира, мы обратились к эксперту – руководителю юридической службы телеканала Е TV и нашему постоянному автору Алексею Малышеву.

Комментарий

Относительно Федерального закона от 30.10.2018 г. № 380-ФЗ моя позиция заключается в следующем.  Сама по себе идея предоставления людям, с ограниченными возможностями к звуковому восприятию информации, более полного доступа к телевизионным передачам, вещь хорошая и правильная. К сожалению, её реализация, как это часто бывает, оставляет желать лучшего.

Изменения в ст. 31 Закона о СМИ в том виде, в котором они приняты сейчас не дают оснований считать, что изложенные в п. 5 требования касаются только телеканалов определенной категории, будь то эфирные телеканалы или общеобязательные, платные или бесплатные. Из буквального толкования смысла нормы следует, что требования касаются лицензиатов-вещателей абсолютно всех телеканалов, без каких-либо уточнений. Указанная позиция подтверждается также следующими документами (доступны по ссылке):

- пояснительной запиской к законопроекту, из которой не следует, что требования должны касаться каких-то определенных групп телеканалов;

- заключением Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов. В нём утверждается, что принятие законопроекта позволит расширить перечень субтитрируемых телеканалов, но не указывается, что норма должна распространяться на ограниченный круг телеканалов;

- заключением Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, который не усмотрел необходимости в каких-либо существенных изменениях предложенной в проекте формулировки. Напротив, в заключении сказано, что у вещателей и соискателей лицензии есть целый год для приведения деятельности в соответствие с новой нормой.

Таким образом, представляется, что, если в течение 2019 года в закон не будут внесены изменения или уточнения, ограничивающие сферу применения данной нормы, с 1 января 2020 года все телеканалы в России должны будут соблюдать новое лицензионное требование под угрозой привлечения к административной ответственности. Неясно, правда, как это требование будут реализовывать телеканалы с музыкальной или, скажем, эротической тематикой.

Может возникнуть вопрос, почему часть 9 ст. 31 дополнена пунктом 5, а не пунктом 4: ведь в действующей редакции Закона лишь три пункта. Ответ на него содержится в заключении правового управления. В нём указано, в Госдуме на рассмотрении находится ещё один проект федерального закона, дополняющий ч. 9 ст. 31 Закона о СМИ пунктом 4. Таким образом, нумерация пунктов не следствие невнимательности, а заблаговременная попытка устранить возможную путаницу.


Уходящая аналоговая натура

Итак, 21 регион последней волны перехода на цифровое вещание отключен от аналога. Эксперт Национальной ассоциации телерадиовещателей Роман Климас решил зафиксировать, какие атрибуты уходят в историю вместе с ним.

О правовом статусе распространения телеканала в интернете. Анализ юриста

Как быть телеканалам, вещающим в Сети? Нужно ли получать на интернет-распространение отдельную лицензию? Окончательно эти вопросы до сих пор в законодательстве не урегулированы. Адвокат Александр Титов разбирается в ситуации.