Записки модератора: Cессия "Съемка, управление и доставка контента"

Закончилась выставка и деловой форум CSTB 2021 и наступило время осмысления и подведения итогов. Мероприятие в целом получилось замечательное — очень живое и насыщенное, хотя подготовка проходила в очень напряженных условиях на фоне поднимающейся третьей волны COVID-19. Скажу сразу — зарубежные вендоры не проявили обычной отзывчивости, и даже на удаленное выступление оказались не готовы, зато российские представительства известных технологических компаний — Evertz, Panasonic, TVU, Bitmovin, укомплектованные полностью привитыми специалистами с высокой социальной ответственностью, откликнулись и приняли участие с интересными презентациями и даже живым демо (TVU). Но об это ниже. Важно то, что в технологической сессии приняли участие первоклассные российские инжениринговые  компании, причем не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из регионов. И показали оригинальные решения, вполне соответсвующие лучшим зарубежным аналогам. Первая часть нашего заседания была посвящена процессам создания традиционного видеоконтента в его "классическом варианте" — павильонные съемки, спортивные трансляции и новостные репортажи, но в новых условиях пандемийных ограничений. Первый блок докладов призван был ответить на следующие вопросы: 1) Могут ли роботизированные камеры заменить человека-оператора; 2) Съемка в виртуальной декорации - лучше? дешевле? Проще?

От российской (хотя теперь уже вполне международной) компании Movicom Group / Robycam Global выступил генеральный директор Виктор Пахомов. В своей презентации он представил управляемые подвесные "Spider" камеры, которые отлично зарекомендовали себя на международных соревнованиях самого высокого уровня, но также на киноконцертных мероприятиях и в павильонных съемках. Из этой презентации можно выделить две принципиальных особенности, камер  Movicom, которые являются их преимуществом. С точки зрения механики — конструкции подвеса обладают высокой точностью и супер-надежностью, могут использоваться в местах скопления людей — они отвечают всем международным требованиям безопасности. А кроме того камеры могут передавать "положение" объекта съемки относительно других предметов, а значит без дополнительного оборудования "вписываются" в виртуальные студии всех основных производителей — Vizrt, ZeroDencity и других. Вне сомнений здесь мы видим уникальное сочетание механического и электронного дизайна у которого есть большое будущее. 

Тему автономной и удаленной съемки подхватил Дмитрий Воробьев, специалист по развитию бизнеса отдела Panasonic Broadcast & Pro-AV. Он рассказал о трех наиболее существенных вещах, которые предлагает компания. Это линейка автономных камер, от самых простых, до супер-умных. PTZ камеры Panasonic имеют качество оптики и процессинг видео как в обычных телевизионных камерах, но могут управляться дистанционно, а кроме того, так же как и камеры от Movicom, совместимы с виртуальными студиями всех основных производителей. Кроме того у Panasonic есть теперь супер камера сверхвысокой четкости 8K ROI, использование которой позволяет "кадрировать" различные части изображения (например — футболиста, судью и трибуны) и использовать части кадра как различные источники для микшера. Таким образом, один оператор работает "в поле" за троих. Понятно, что фирма Panasonic сильна не только камерами: Дмитрий показал экосистему "Kairos" - полноценное решение для удаленного видеопроизводства, позволяющее свести к минимуму физическое присутствие людей "в поле", что ведет к значительной экономии средств. О системах "удаленного производства" рассказал и Максим Попов, директор по продажам в России и Северной Европе компании Evertz. Эта компания традиционно сильная в части инфраструктуры, на сегодня двинулась "в облако" и выстраивает свое удаленное производство с использованием "виртуальных" трактов. Уже сейчас многие традиционные решения Evertz, такие как "DreamСatcher", обрастают новым функционалом с элементами AI, отвечающим "пандемическим" реалиям. И, конечно, новые протоколы, такие как NDI получают все большее распространение.

От камер и организации тракта видеопроизводства для спорта и студийных программ логически перешли к новым реалиям репортажной съемки и новостного видеопроизводства — "прямых эфиров малых форм", и тут нам очень пригодились технологии TVU, при помощи которых на базе камеры мобильного телефона можно создать целую "мини ПТС". 

Однако, чем глубже мы забирались "в облака", чем более сложной оказывалась система, тем критичнее становилась проблема "задержки" от "стекла" объектива до "стекла" приемника, будь то монитор, ТВ или мобильный телефон. Мост между создателями и потребителями контента в нашей конференции строили представители отечественных компаний CDNvideo, Elecard и Teleport. Российская  компания CDNvideo в лице Максима Левина предложила уникальный алгоритм обработки в облаке, снижающей задержку до совсем незаметных двух секунд, что, разумеется важно для спортивных и иных репортажей, и абсолютно критично для видеоигр и киберспорта. А Андрей Клименко, руководитель и создатель "Телепорт Медиа" из Перми, так и вообще предложил схему в которой доставка происходит не из одного, а из "сети" источников, часть из которых может быть и конечными пользователями. Такая сетевая структура позволяет поддерживать качество стриминга в моменты "пиковых" нагрузок. Это была абсолютная новинка сессии. Если бы мы учредили приз за самую оригинальную презентацию, то "Телепорт Медиа", несомненно, был бы претендентом на главный приз. А вот решения компании Elecard мы опишем по итогам сессии "Мониторинг и измерения", о которой мы расскажем в следующих выпусках.