Заветная цифра

07.02.2019 09:55

Дорогие читатели, по совместительству зрители и вещатели! Вы уже прекрасно знаете и без меня, что рост платного телевидения в отдельно взятой стране не то чтобы прекратился вовсе, но как-то так замедлился, что отличается от размеров статистической погрешности только в периферийных регионах (но не в Центральном и не в Северо-Западном федеральных округах, где живет основная масса населения). И вы лучше меня знаете, что доходы от одного потребителя услуги платного телевидения на фоне требований технологического перевооружения превращаются постепенно в бульон от яиц. Поэтому операторы и расширяют спектр своих услуг, что похвально. Но всем без исключения хотелось бы узнать, что будет дальше, к чему готовиться и какие тренды помогут выжить и преуспеть. Чем дело кончится и чем сердце успокоится, зависит от трех компонент – технологий, социальных трендов и политической составляющей.

Говоря о технологиях, мы обязаны принять во внимания дальнейшее углубление цифровизации сервисов, которое затрагивает инфраструктуру, взаимоотношения с правообладателями и рекламодателями. Так, преимущества IP перехода, то есть организации вещательного процесса по протоколу 2110 на стандартном IT оборудовании и по CDN, позволяют существенно сократить фиксированные капиталовложения за счет уменьшения необходимой собственной материальной части и перехода к облачной системе архива и агрегации по модели "разделение дохода". Кроме того, программное обеспечение для технологии адресной врезки рекламы по алгоритмам AI/ML (искусственный интеллект и машинное обучение) позволяет упорядочить отношения с рекламодателем, вплоть до отчетов о совершенных покупках. И если грамотный переход на IP и внедрение АI могут снизить себестоимость услуги кабельного или спутникового провайдера, а также пополнить его бюджет за счет рекламодателей, заинтересованных в адресном обращении к аудитории, то наличие конкуренции со стороны прямых ОТТ сервисов, для которых есть во множестве новые технологические платформы, в том числе и отечественные, скорее, замедляет рост абонентской базы, а в развитых странах даже уменьшает ее (ярким примером такого direct to consumer ОТТ сервиса стал Netflix, но не только он). Так, например, спортивный сервис DAZN благодаря внедрению цифровой формы облачного биллинга делает подписку настолько гибкой и экономной, что ее может позволить себе любой – абсолютно любой – болельщик. И это вместе с агрессивным социальным маркетингом уже привело к значительному росту абонентской базы.

Что до социальной составляющей, то просмотр фильмов и развлекательных программ для конкретного зрителя все больше и больше зависит не от составителя программы передач, а от рекомендаций "социальной группы" этого зрителя. Это более чем справедливо для аудитории моложе 35 лет. А для аудитории моложе 20 просмотр программы зачастую сопровождается комментариями и интерактивной жизнью внутри этой группы посредством второго экрана. Таким образом, путем создания привлекательного социального приложения провайдер платного телевидения может поднять заинтересованность в своем сервисе.

И совсем не случайно "Триколор" и другие операторы нынче позиционируют себя не только как операторы платного ТВ, но и как мультимедийные компании. Но с социальными сетями в России ассоциирована и негативная тенденция. Это так называемое внутригрупповое пиратство. Например, некто из членов группы Вконтакте имеет легальный контент и спокойно раздает его внутри своей собственной мини-группы, которая может быть достаточно большой и включать сотни и даже тысячи подписчиков. Причем нелегальные пираты прекрасно умеют монетизировать свои стримы. Ну а группа Mail.ru при этом никак не препятствует такому нечестному поведению дорогих "вконтактчан", да и государственный регулятор, призванный бороться с пиратством, тоже не спешит принимать какие-то действенные меры по этому поводу. Ну и еще одна тревожная новость, это то, что главная поисковая система страны Yandex просто-таки официально объявила себя агрегатором видеоконтента, а поскольку ее основные и отнюдь немалые доходы не связаны с телевизионным бизнесом, она может себе позволить давать правообладателям площадку без платы за нее. И, соответственно, не взимает плату с пользователей. Вернее, взимает. Но через свою модель таргетированной рекламы. Потому что кто, если не Yandex, знает, что искали его пользователи сегодня, вчера и неделю назад? Начнет ли Yandex сам платить правообладателю за право поставить его контент на свою платформу и монетизировать его? Боюсь, что ответ на этот вопрос лежит пока в области коммерческой тайны, но не исключаю такую возможность. Тем более, что Yandex полностью подчиняется требованию государственного регулятора и показывает только дозволенное.

Еще одна новейшая технология должна быть непременно принята во внимание – 5G. И, хотя путь к ее внедрению долог и тернист, чисто теоретически ее появление может сыграть как на руку платному сегменту телевещания, так и против него. Это зависит от особенностей ее внедрения в стране особого пути: если оно будет монопольным, то, увы, вещатели проиграют.

А тем временем платежеспособный спрос телезрителя отнюдь не растет, и, может статься, у определенных категорий даже падает. Поэтому до процветания у провайдера платного контента долгая дорога. И лежит она, кроме всего прочего, через перевал перехода на сугубо отечественное оборудование и программное обеспечение.
Ну а что до политики, то нынешний год наш президент объявил годом театра, а не годом платного телевидения. Так что до заветных цифр роста, боюсь, дело так и не дойдет.

 

Об авторе

Екатерина Петухова
обозреватель