Истина где-то рядом...

Дарья Бояринова 24.10.2017
Сегодня считается чуть ли не моветоном на любой отраслевой конференции не поговорить про OTT, про онлайн-видео. Хотя если вспомнить — только четыре года назад рынок, по сути, официально признал, что есть такое направление как онлайн-кинотеатры, и что ими, о боги, даже кто-то пользуется.
 
Я имею в виду первый отчет по рынку онлайн-видео, который в 2014 году представил iKS-Consulting. И вроде за это время и онлайн-кинотеатры успели "обрасти" пользователями, подпиской, UHD-контентом и выручкой, и аналитики новыми цифрами, но вопросов к рынку меньше не стало.
 
И главный вопрос до сих пор — аудитория. Как ее считать? Если я воспользовалась онлайн-кинотеатром вначале без регистрации, а через неделю, создав профайл — я один и тот же абонент для сервиса? Если я подписана сразу на три разных сервиса, меня в общей аналитике по рынку посчитают как трех разных пользователей или как одного? Если я зашла в онлайн-кинотеатр напрямую через web или приложение, а потом через сервис оператора связи, чей я пользователь — онлайн-кинотеатра или оператора? Учитывая тренд на интеграцию онлайн-кинотеатров в платформы операторов связи, задвоения/затроения в перспективе могут оказаться существенными.
 
Следующий вопрос — просмотры. Если я посмотрела один фильм в три подхода (по причине ли плохого интернет-соединения или банального отсутствия времени) — это три просмотра одного и того же контента или один просмотр? Начала смотреть сериал в дороге на одном устройстве, продолжила дома на другом — это один просмотр единицы контента конкретным юзером или два? Фиксируется ли просмотр в офлайн-режиме (у тех платформ, которые предоставляют эту опцию) или только факт скачивания контента на устройство?
 
Еще одна важная тема — как считать платящую аудиторию? Допустим, ты единожды оплатил покупку фильма или подписку на месяц, но больше сервисом не пользуешься, не понравилось — ты платящая база или тебя не учтут в годовом отчете? Оплатил на одном и том же сервисе просмотр без регистрации, а потом — после нее. Ты один и тот же платящий абонент или тебя посчитали за двоих? Воспользовался предложением "Купи телефон/телевизор, и получи три месяца подписки на онлайн-кинотеатр в подарок" — ты платящий абонент или нет? Ведь вендор, по сути, оплатил твою подписку. А как быть с бесчисленным количеством промо-акций, по которым за условные 15 рублей предлагается доступ к подписке на 1 месяц? Если я "отвалилась" после промо-периода и не стала продлевать подписку — меня припишут к платящей базе с моими 15 рублями или нет? Опять же, платящий за месяц, полгода, год или за единицы контента? 
 
Сценариев подсчета — уйма. И непонятно, есть ли реальная возможность все это не только посчитать, но и привести в удобоваримый вид, учитывая, что именно этими данными онлайн-кинотеатры и не спешат делиться с аналитиками.

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"