Уровень осведомленности представителей крупнейших российских компаний и отраслей о возможностях применения технологий виртуальной реальности в бизнесе высок, причем как в реальном секторе, так и в сфере услуг. К такому выводу пришли компании КРОК и Институт современных медиа (MOMRI), которые провели совместное исследование среди порядка 200 крупнейших компаний страны из всех ключевых отраслей экономики, говорится в сообщении пресс-службы КРОК.

Почти две трети – 65% опрошенных знают о возможности применения технологий VR и AR на предприятиях. Наибольшую осведомленность о реальных кейсах встраивания VR в технологические и бизнес-процессы продемонстрировали представители таких отраслей, как металлургия, машиностроение, строительная отрасль, энергетика, транспортные компании, а также финансовый сектор и IT/Телеком. В качестве примеров участники исследования называли решения для промышленного, строительного и инженерного проектирования, продаж жилой недвижимости, виртуальные обзоры производственных объектов, применение VR в обучении сотрудников (тренажеры и симуляторы).

Почти четверть – 24% представителей российского бизнеса сказали, что в их компаниях уже внедрены или планируется внедрение технологии виртуальной реальности. 41% опрошенных ответили, что, хотя технологии виртуальной реальности не внедряются в их бизнесе, они знакомы с примерами такого внедрения в других компаниях. Об использовании VR в бизнесе не слышали 35% респондентов. Большая часть предприятий, уже работающих с VR и AR технологиями, представляет реальный сектор экономики (машиностроение, добыча и переработка, энергетика). В число основных сфер внедрения технологий вошли обучение персонала, проектирование и маркетинг. Авторы исследования делают вывод, что в ближайшее время на российском рынке увеличится доля VR-проектов в корпоративном сегменте и возрастет спрос на VR-устройства и профессиональные системы визуализации. 

У представителей компаний, пока не работающих с технологиями VR, наблюдается умеренный оптимизм: 70% из них считают применение виртуальной реальности в рамках своей организации и отрасли возможным и перспективным, и почти две трети (65%) назвали конкретные примеры применения данной технологии в других компаниях. При этом о потенциале внедрения VR чаще говорят руководители, в то время как специалисты высказывают скепсис, не понимая, как именно может применяться технология в их профессиональной деятельности. Среди тех, кто планирует развивать VR-технологии внутри своих компаний, помимо производственного сектора, можно выделить телеком, ритейл, финансовые организации. Потенциальные сферы, названные респондентами, широки – от проектирования и обучения до маркетинговых задач, продаж, общения с клиентами. Интерес также вызывает дополненная реальность, которая имеет достаточно высокий потенциал роста в бизнес-сегменте и секторе b2b2c (business-to-business-to-consumer) за счет более короткого срока разработки контента AR-приложений и проникновения мобильных устройств. 

Исследование выявило объективные факторы, мешающие внедрению и распространению технологий виртуальной реальности в корпоративном секторе. Главное препятствие, по мнению респондентов – высокая стоимость решений и технологий и при этом отсутствие четкой корреляции с экономической эффективностью. Респонденты также называли технические ограничения и высокую сложность внедрения VR-технологий. Это указывает на отсутствие на рынке достаточного количества квалифицированных специалистов, способных внедрять и обслуживать профессиональные VR-системы.

Вместе с тем, опрос показал достаточно высокий уровень готовности российского бизнеса к инновациям: факторы "Сопротивление руководства" и "Опасение внедрять новые технологии" получили самые низкие оценки, и, по словам опрошенных, это не является препятствием.

"Экспертный опрос стал результатом серьезной работы участников VR-Консорциума по изучению рынка и формированию качественной отраслевой экспертизы в области VR-технологий в России. Полученные результаты подтвердили наши ожидания и прогнозы, что позволит нам как технологической компании сфокусироваться на дальнейшем развитии решений и VR-Ready  инфраструктуры в интересах всего рынка. Сегодня мы уже видим устойчивый интерес к VR со стороны промышленных предприятий, производителей технически сложного оборудования, сферы строительства и проектирования", – сообщил Александр Леус, директор ентра виртуальной реальности КРОК.