13 декабря прошла конференция "Рунет 2018: итоги года", на которой эксперты отрасли озвучили основные тренды развития русского сегмента интернета в 2018 году.

На мероприятии эксперты Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) представили итоги исследования "Экономика Рунета", которое проводится аналитическим отделом Ассоциации на ежегодной основе с 2011 года.

Согласно результатам исследования, в настоящий момент аудитория Рунета составляет 90 млн пользователей. Относительно 2017 года данный показатель увеличился на 3%. Количество пользователей Smart TV составляет 12% от общей аудитории, которая за год возросла на 20%. При этом аудитория, пользующаяся мобильным интернетом, обогнала десктопную, отмечают аналитики: пользователей мобильного интернета насчитывается 61%, что на 9% больше, чем в прошлом году, а аудитория десктопа уменьшилась на 2%, на нее приходится 51% от всех пользователей интернета, которые выходят в сеть ежемесячно.

"Mobile значительно опережаетdesktop в малых населенных пунктах, в крупных городах проникновениеmobile иdesktop практически идентично", - заключают эксперты.

Также в исследовании отмечается, что хотя социальные сети становятся лидером по времени, проводимому пользователями в сети, их стремительно догоняет видеоконтент.

Одной из тем обсуждения участников конференции стал рынок рекламы. Отмечается, что в 2018 году интернет впервые обогнал телевидение по рекламным доходам. Объем рынка интернет-рекламы за первое полугодие составил 90,5-91,5 млрд рублей, в то же время объем рынка ТВ-рекламы достиг 90-91 млрд рублей. Однако видеореклама за нынешний год стала самым быстрорастущим сегментом рынка интернет-рекламы, в том числе за счет роста персонализации и использования различных типов таргетинга. По предварительным оценкам, ее объем к концу 2018 года вырастет на 25% и составит 10 млрд рублей.

Вклад мобильной экономики в ВВП России вырос на 4% по сравнению с 2017 годом и составил 1,6 млрд рублей. Инфраструктурный вклад экономики на основе мобильного интернета в ВВП достиг 1,5 млрд рублей, увеличившись на 20% по сравнению с предыдущим годом. Основными трендами, которые выделили специалисты в данной области, стали рост спроса на облачные услуги и российские дата-центры, а также значительный рост влияния мобильных технологий на эффективность и прибыль предприятий и секторов. Также было отмечено, что на развитие рынка по-прежнему существенное влияние оказывает регуляторная среда.

Объем рынка медиа и развлечений в этом году составил 75 млрд рублей, что на 7% выше относительно 2017 года. Эксперты рассказали, что платная модель потребления онлайн-видео начинает доминировать над рекламной моделью и по итогам 2018 года годовая выручка легальных онлайн-видеосервисов может составлять около 14 млрд рублей, что на 20% больше показателя 2017 года. Более того, 61% аудитории интернета в мире предпочитают использовать стриминговые сервисы. Также, согласно результатам исследования, просмотры "длинных" видео перетекают с десктопов на SmartTV.

Василий Черный, представитель компании Brand Analytics, презентовал исследование "Соцсети в России: главные выводы исследования (осень 2018) и тренды (2019)". Согласно его результатам, платформа Youtube занимает шестое место по количеству сообщений за месяц и пятое место по количеству авторов. Отдельной темой в исследовании стало видеосмотрение в социальных сетях. По объему видеоконтента лидируют "Одноклассники" - благодаря тому, что соцсеть с 2015 года развивает направление профессионального видео, а в 2018 году она представила масштабное обновление, в том числе запустила новую платформу для создателей профессионального и полупрофессионального контента – творческую студию. Чаще всего среди соцсетей для публикации видео используется Youtube. Второе место в рейтинге занимает Facebook (19,1% видео от общего контента в соцсети), далее – "Одноклассники" (13,6%), Instagram(9,2%) и "ВКонтакте" (6,2%). Однако в Instagram видеоконтента меньше, но комментируют пользовательский контент охотнее, чем профессиональный в "Одноклассниках". И в Instagram и в "ВКонтакте" видео комментируются охотнее, чем текст, в отличие от Facebook и "Одноклассники".