ФАС проверит сделку по созданию нового продавца рекламы Vi

09.10.2014 09:25
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) направит в холдинги ВГТРК, Первый канал, "Газпром-медиа" и "Национальную медиа группу" (НМГ) требование раскрыть структуру сделки по созданию единой компании-продавца рекламы, сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на замглавы службы Андрея Кашеварова.
 
Напомним, на прошлой неделе стало известно, что крупнейшие российские медиахолдинги - ВГТРК, Первый канал, "Газпром-Медиа" и "Национальная МедиаГруппа" - договорились о создании на паритетных началах компании, которая будет реализовывать их рекламные возможности и оказывать аналогичные услуги другим медиа. Новый селлер, как ожидается, будет работать под уже существующим брендом Vi, сейчас использование этого бренда обсуждается с его владельцами. Компания должна объединить все существующие направления продаж группы Vi, "Газпром-Медиа Холдинга" и ВГТРК.
 
ФАС планирует направить запросы в медиахолдинги на следующей неделе. По российским законам положение продавца на рынке можно признать доминирующим, если он контролирует более 35% рекламы в стране. Новая компания, если сделка совершится, будет размещать рекламу на 18 федеральных каналах и контролировать более 80% телерекламы (а с учетом CTC Media, которую селлер сейчас консультирует, - почти 100%), около 60% радиорекламы и около 40% медийной рекламы в сети - вместе это почти 50% рекламы на рынке. По словам Кашеварова, если опираться на данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), то объединенный продавец будет продавать 47-48% рекламы в стране.
 
Поскольку новый Vi станет фактически объединением нескольких хозяйствующих субъектов, то к нему могут быть применены особые меры. Если его положение на рынке будет признано доминирующим, то ФАС может выдать компании предписание о соблюдении так называемых поведенческих условий для защиты конкуренции. Перечень таких условий в законе очень широкий - компанию могут обязать раскрыть механизм ценообразования, каждые полгода передавать в ФАС перечень цен, обязать согласовывать со службой сделки и так далее. Служба нередко предписывает такие ограничения для нефтяных и металлургических компаний, однако на рынке медиа эти нормы до сих пор не применялись.
 
"Но диалоги по ценообразованию с продавцами и телеканалами уже были", - напомнил Кашеваров. В 2005 году Госдума уменьшила время на рекламу на каналах до девяти минут в час и на рынке возникла обеспокоенность, что каналы компенсируют уменьшение рекламного времени повышением цен. Рекламодатели тогда пожаловались на Vi, что селлер завышает цены. Ассоциация коммуникационных агентств России для решения проблемы предложила проводить медиааудит. В конце 2008 года по конкурсу была выбрана компания для проведения такого аудита, но из-за кризиса тема повышения цен на рекламу стала неактуальной и аудит так и не был проведен.
 
По мнению Кашеварова, даже если предписание по сделке с новым Vi не будет вынесено, риск злоупотребления доминирующим положением у продавца останется. "И тогда мы бы предпочли, если бы рынок вновь вернулся к вопросу о медиааудите. Зачем ждать жалоб от рекламодателей?", - отметил он.