22 июня депутаты Госдумы сразу во втором и третьем чтениях приняли законопроект, вводящий 20%-е ограничение по доле владения иностранных компаний в компаниях-телеизмерителях, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Об этом говорится в карточке законопроекта на сайте нижней палаты. 
 
Ко второму чтению депутаты внесли в законопроект семь поправок, все из которых одобрил Комитетом Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, и за которые без какого-либо дополнительного обсуждения или вопросов проголосовали члены Госдумы.
 
Одним из главных нововведений в законопроекте стало то, что Роскомнадзор наделили правом уполномочивать (ранее аккредитовывать) организации, которые будут осуществлять исследования объема зрительской аудитории телеканалов. Организацию будут выбирать по следующим параметрам: 1) глобальность и непрерывность проводимых исследований; 2) единство используемых методов сбора, обработки, хранения и распространения полученных в результате исследований информации и данных; 3) обеспечение полноты, актуальности и достоверности полученных в результате исследований информации и данных; 4) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к обработке персональных данных.
 
Нового измерителя (или измерителей) Роскомнадзор должен определить к 1 января 2017 года. Срок полномочий такой компании составит три года (а не год, как это значилось в первой версии законопроекта), но за ведомством остается право прекратить их досрочно. 
 
Еще одна важная поправка - перенос срока вступления в силу законопроекта с 1 января 2017 года на 1 сентября этого же года. 
 
Плюс, из документа убрали пункт, обязывающий измерителя проводить исследования в отношении объема зрительской аудитории каналов, распространяемых в любых средах вещания, в том числе в сети Интернет. Примечательно, что деятельность уполномоченной организации в принципе будет распространяться только на измерение аудитории телеканалов. При этом нынешний измеритель - TNS Russia - проводит измерения аудитории и радио, и прессы, и интернета. Кто этим будет заниматься в дальнейшем, пока неизвестно. 
 
Возвращаясь к правкам в документе, стоит также сказать о смягчении формулировки пункта, касаемого использования данных телеизмерений в целях размещения ТВ-рекламы. Если раньше ст.5 ФЗ "О рекламе" предлагалось дополнить 12-ым пунктом, который прямым текстом обязывал рекламодателей, рекламораспространителей и их представителей при размещении рекламы на телеканалах руководствоваться данными аккредитованного измерителя, то сейчас им дается бОльший простор действий. Теперь рекламодатель только "в случае" желания разместить рекламу на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных телеизмерений должен руководствоваться данными уполномоченного Роскомнадзором измерителя, и, как следствие, иметь договор с ним о предоставлении соответствующих данных.
 
Между тем, по данным "Коммерсанта", уже несколько российских компаний заявили о желании заняться телеизмерениями, среди них ВЦИОМ, "Ромир" и Национальный реестр интеллектуальной собственности при Роспатенте. 
 
Как пишет comnews.ru, вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин пока затруднился ответить, к чему может привести данный законопроект. Он провел аналогию с поправками к закону о СМИ, ограничивающими иностранный капитал в российских СМИ в 20%. "Несмотря на это большинство зарубежных телеканалов остались на российском рынке", - подчеркнул спикер. 
 
Печальные последствия для рынка видит генеральный директор телекомпании "Первый ТВЧ" Николай Орлов, отметив, что во многом все будет зависеть от нового телеизмерителя и от доверия компаний к представленным данным, подчеркивает Орлов. В ином случае рекламные бюджеты могут сильно упасть.