Российские компании меняют свое отношение к искусственному интеллекту (ИИ), воспринимая его все меньше как инструмент для сокращения фонда оплаты труда (ФОТ) и все больше как мощный катализатор роста выручки и маржинальности. Согласно совместному исследованию "Яндекса" и "Яков и партнеры", данные которого приводит РБК, лишь 32% компаний ожидают снижения ФОТ за счет внедрения ИИ, тогда как год назад этот показатель для генеративного ИИ составлял 49%.
Исследование, охватившее 150 технических директоров крупных российских компаний из 16 отраслей, 150 поставщиков ИИ-решений и более 3,5 тыс. пользователей, показало, что компании не готовы к массовой оптимизации штата ради снижения ФОТ. Вместо этого высвободившееся время сотрудников перенаправляется на новые задачи, способствующие развитию бизнеса. Авторы исследования прогнозируют, что перераспределение задач и автоматизация будут активно происходить в сферах, связанных с работой с текстами, таких как юриспруденция, программирование и телемаркетинг.
Общий экономический эффект от ИИ к 2030 году эксперты оценивают в 7,9–12,8 трл рублей ежегодно, что может составить до 5,5% прогнозного ВВП страны. Это сопоставимо с прибылью всей банковской отрасли. Эффект достигается не только за счет оптимизации затрат, но и благодаря новой выручке, обусловленной продуктовыми инновациями, трансформацией бизнес-моделей, персонализацией услуг, улучшением их качества и ускорением вывода продуктов на рынок.
Наибольший вклад в экономический эффект ИИ вносят генеративный ИИ и компьютерное зрение. В отраслевом разрезе максимальная эффективность ИИ наблюдается в digital-ориентированных индустриях: IT, e-commerce, телеком и медиа.
Генеративный ИИ, самая "молодая" технология, за два года перешел от экспериментальных запусков к массовому использованию. Сегодня 71% компаний применяют его хотя бы в одной функции. В 2025 году он активно используется в маркетинге и продажах, клиентском сервисе и внутренних коммуникациях, автоматизируя документооборот и оптимизируя административные процессы. Только 12% компаний связывают финансовый эффект генеративного ИИ с сокращением ФОТ, в то время как год назад таких было 49%.
Уже сейчас все крупные компании прошли стадию пилотов по минимум одной из четырех технологий ИИ (генеративный ИИ, речевые технологии и NLP, компьютерное зрение, рекомендательные системы), а в среднем около 88% компаний тестируют каждую технологию. Лидерами по внедрению являются IT, телеком и банковский сектор, где ИИ используют 90-95% респондентов. Авторы исследования подчеркивают, что развитие ИИ находится на ранней стадии, и его влияние будет только усиливаться.
Напомним, ранее "Кабельщик" писал, что МТС инвестировала 4 млрд рублей в платформу для создания ИИ-агентов.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии