«Ведомости» ознакомились с результатами исследования «Мобильный интернет в России», проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ) в ноябре — декабре 2010 г. Фонд провел репрезентативный опрос населения России в возрасте от 12 лет и старше — 6474 человек в 64 субъектах Федерации, от сел до городов-миллионников. В итоге ФОМ оценил ежемесячную аудиторию мобильного интернет-доступа в 21,8 млн человек — примерно 18% населения (за месяц, предшествующий опросу, они хотя бы раз воспользовались интернетом с мобильного устройства). Общая месячная аудитория интернета составляла 56,8 млн человек (46% населения). А проводным широкополосным интернет-доступом (по выделенной или ADSL-линии) пользовалось 25% россиян. Таким образом, разрыв между пользователями фиксированного домашнего и мобильного доступа составляет, по оценке ФОМ, всего около 7 п. п.

Правда, не все респонденты трактуют понятие «мобильный интернет» одинаково, обращает внимание руководитель проекта «Мир интернета» ФОМ Павел Лебедев. Например, люди, использующие USB-модемы для подключения домашних компьютеров, нередко воспринимают это как фиксированный доступ.

Средние затраты респондентов на мобильную связь составили 215 руб. в месяц. Люди, использующие мобильный телефон не только для разговора, но и для доступа в интернет, тратят примерно на 1/3 больше — 324 руб. в месяц, рассказывает Лебедев.

Сотовые операторы не вычленяют пользователей мобильного интернета из общей абонентской базы, указывая лишь средний месячный счет на абонента (ARPU). У МТС и «Мегафона» этот показатель в III квартале 2010 г. находился внутри диапазона, обозначенного ФОМ (269 руб. и 321 руб. соответственно), а у «Вымпелкома» составлял 342,5 руб. Разница в ARPU пользователей, один из которых только разговаривает, а другой еще и ходит в интернет, — около 100 руб., согласна пресс-секретарь «Мегафона» Татьяна Иванова.

Примерно у 75% пользователей мобильного интернета одновременно имеется и домашний выход в сеть, гласят результаты исследования ФОМ. Мобильный доступ почти всегда вторичен по сравнению с фиксированным, а прибегают к нему чаще всего, когда хотят пообщаться в социальных сетях, форумах или, например, с помощью сервисов мгновенного обмена сообщениями (это единственный случай, когда мобильный интернет-доступ популярнее фиксированного).

Аудиторию интернета измеряет и TNS — правда, она берет в расчет только жителей городов с населением свыше 100 000 человек. По данным TNS Media Research, в ноябре 2010 г. месячная аудитория всего интернета составляла 34,9 млн россиян (около 25% населения). Из них мобильный телефон для выхода в сеть использовали около 30%, т. е. примерно 10,5 млн человек (7,5%).

Но операторы согласны скорее с ФОМ. По оценке «Вымпелкома», при помощи телефона в интернет ходит 30-35 млн россиян в месяц, говорит представитель оператора Анна Айбашева; наиболее популярные у них сервисы — социальные сети, мессенджеры, почта. Еще более оптимистична МТС: по мнению ее пресс-секретаря Ирины Осадчей, мобильным интернетом пользуется более 26% населения (или более 40 млн россиян).

Ведомости

 

Уходящая аналоговая натура

Итак, 21 регион последней волны перехода на цифровое вещание отключен от аналога. Эксперт Национальной ассоциации телерадиовещателей Роман Климас решил зафиксировать, какие атрибуты уходят в историю вместе с ним.

О правовом статусе распространения телеканала в интернете. Анализ юриста

Как быть телеканалам, вещающим в Сети? Нужно ли получать на интернет-распространение отдельную лицензию? Окончательно эти вопросы до сих пор в законодательстве не урегулированы. Адвокат Александр Титов разбирается в ситуации.