Названы 4 главных проблемы операторов в сфере доступа к инфраструктуре

14.08.2019 16:50

Юридическая компания "ОрдерКом" разместила на своем сайте аналитический материал, с котором выделены 4 основные проблемы, которые возникают у операторов связи области недискриминационного доступа к инфраструктуре связи (специальным и сопряженным объектам), при том что право недискриминационного доступа в настоящее время гарантируется законодательством Российской Федерации (ФЗ "О защите конкуренции", Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (Правила НДД), Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы).

По сведениям аналитиков, к основным проблемам в этой сфере относятся:

  • Нарушение прозрачности, установленной правилами НДД;
  • Доступ к объектам;
  • Экономически необоснованная цена доступа;
  • Демонтаж сети связи.

Прозрачность информации об условиях доступа к инфраструктуре предполагает, что владелец инфраструктуры должен опубликовать следующие сведения:

  • перечень специальных объектов инфраструктуры, к которым может быть предоставлен доступ;
  • порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре, включая условия дифференциации тарифов;
  • информация о порядке и условиях выполнения запросов на предоставление информации о доступе к конкретным объектам инфраструктуры;
  • реестр заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре, который ведется владельцем инфраструктуры (причем запись в реестр вносится не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления заявления);
  • сведения о размере платы за предоставление информации, предусмотренной пунктом 13 Правил недискриминационного доступа.

За отказ в регистрации заявлений, искажение сроков их регистрации и сроков регистрации сведений о планах владельца инфраструктуры, искажение регистрационных номеров заявлений и сведений предусмотрена административная ответственность.

О вопросах доступа к инфраструктуре сказано следующее: в силу пункта 18 Правил НДД, владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий. При этом НДД может быть предоставлен на основе дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы.

В то же время в сфере доступа к инфраструктуре выделают два ее типа: нежилая инфраструктура и жилые дома. Для доступа в жилые дома в настоящее время размещение оборудования на территории общего пользования без согласия 2/3 собственников не законно, а судебная практика, по сведениям "ОрдерКом" в последнее время идет по пути недостаточности договора с отдельными собственниками как основания для размещения сети связи.

По нормам действующего законодательства, владелец инфраструктуры должен доказать экономическую обоснованность цены доступа к инфраструктуре в части затрат и необходимой прибыли (не должна превышать 200%).

При этом речь идет о затратах на выполнение следующих обязанностей:

  • Обеспечение соответствия объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре;
  • Информирование пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
  • Обеспечение на безвозмездной основе беспрепятственного доступа уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи.

По сведениям "ОрдерКом", действенными мерами для снижения необоснованно завышенной цены является обращение в УФАС (управление Федеральной антимонопольной службы), а также проведение независимой экспертизы стоимости аренды инфраструктуры в регионе.

По вопросу демонтажа сетей связи подчеркивается, что демонтаж законен только при наличии вступившего в силу решения суда. Причем отмечается, что зачастую инфраструктура не оформлена надлежащим образом в пользование энергетическим компаниям и иным субъектам. Это является основанием для отказа суда в демонтаже.

Самовольный демонтаж сетей связи не является законным, так как нарушает права операторов связи и абонентов. В связи с чем влечет за собой гражданско-правовые последствия - возмещение убытков, а также уголовно правовые последствия в виде привлечения к ответственности физических лиц, санкционировавших и осуществивших демонтаж.

Относительно возбуждения уголовного дела в результате действий владельца инфраструктуры по демонтажу линий связи, "Ордерком" приводит материалы из практики, согласно которым работникам ПАО "Ростелеком", проведшим 22 факта демонтажа кабеля оператора без решения суда, были предъявлены обвинения про трем составам преступления:

  • приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, коими признаются объекты электросвязи (статья 215.2 УК РФ);
  • понуждение к заключению сделки под угрозой уничтожения или повреждения чужого имущества (статья 179 УК РФ);
  • умышленное повреждение чужого имущества (статья 167 УК РФ).

В число убытков, возмещения которых можно добиться через суд, входят:

  • расходы по аренде дублирующей линии связи;
  • расходы на предоставление абонентам улучшенного тарифа без изменения стоимости услуг связи, произведенное в целях удержания абонентов оператора;
  • расходы по перерасчету стоимости услуг связи оператора за время вынужденного приостановления оказания таких услуг;
  • иные расходы.

По вопросу возмещения убытков через суд "ОрдерКом" приводит материалы дела оператора связи "Инвестприбор" против управляющей компании ООО "ЭКСЖИЛ", по итогам которого истцу удалось взыскать с ответчика 1 млн 476 тысяч 141,52 рублей. Из них 69 тысяч 841,52 рублей - реальный ущерб (65 тысяч 916,22 рублей - стоимость оборудования, 3 тысячи 925,30 рублей - стоимость ремонтных работ), а 1 млн 406 тысяч 300 рублей - упущенная выгода.

Напомним, в мае 2019 года "ОрдерКом" опубликовал аналитическую справку о главных причинах споров операторов связи и владельцев инфраструктуры связи. Тогда выделялись три причины: демонтаж владельцем инфраструктуры линий связи операторов, размер оплаты за пользование инфраструктурой и отказ в доступе к инфраструктуре.