Вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак представил поправки к закону "О персональных данных", разрешающие использовать информацию о гражданах без их согласия, сообщают "Известия" со ссылкой на текст документа. Уточняется, что, согласно документу, обладатель данных должен будет обезличить их таким образом, чтобы было невозможно раскрыть человека, несмотря ни на какую дополнительную информацию.

Руководитель правового комитета Ассоциации участников рынка больших данных Никита Данилов пояснил, что под обезличенной информацией подразумеваются данные о местонахождении, поле, возрасте и среднем счете за сотовую связь (ARPU). Кроме того, по его словам, интернет-компании могут добавить к этому списку данные об интересах и поисковых запросах пользователей, покупках в интернет-магазинах, а также информацию о состоянии счетов клиентов.

Эксперт подчеркнул, что получить согласие на использование данных от десятков миллионов человек практически невозможно, а обезличенные данные не ущемят прав людей, но принесут пользу обществу и экономике.

Представитель вице-премьера РФ Максима Акимова сообщил, что документ уже получил положительный отзыв Кабмина. Подчеркивается, что реализация инициативы не потребует дополнительного финансирования из бюджета.

В пресс-службе "Единой России", секретарем генерального совета которой является Андрей Турчак, уточнили, что работа с привлечением экспертов над основными положениями законопроекта продолжается.

При этом в Совете Федерации подчеркнули, что эта норма, если она будет принята, не даст операторам связи права продавать личные данные пользователей.

Представитель компании "Мегафон" охарактеризовал инициативу как актуальную, поскольку она введет в законодательство понятие обезличенной информации, что, как ожидается, стимулирует развитие рынка больших данных.

Представитель "ВымпелГома" Анна Айбашева отметила, что законодательное упрощение работы с большими данными может снять барьер при создании новых продуктов. В настоящее время "ВымпелКом" уже использует обезличенную информацию клиентов, которые дали согласие на ее обработку, для рекламы и планирования развития бизнеса. Уточняется, что обезличенными данными компания делится и с другими организациями для аналитики потоков населения при расчете эффективности новых объектов, таких как офисы или магазины.

Представитель МТС Алексей Меркутов сообщил, что экономический эффект от использования Big Data в компании составил 3,5 млрд рублей. Анализ этих данных использовался практически во всех направлениях работы МТС: маркетинг, обслуживание, планирование, подбор кадров, продажи и капитальные затраты.

Гендиректор агентства "ТМТ консалтинг" Константин Анкилов отметил, что вместе с ростом оборота информации о гражданах растут риски утечек персональных данных по техническим причинам или в результате злоупотреблений, но это касается только сведений до обезличивания.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков обратил внимание на тот факт, что процедура обезличивания не является прозрачной для гражданина. Нет гарантии, что к третьим лицам не попадут данные, позволяющие восстановить личность пользователя. По мнению эксперта, этот процесс нуждается в тщательной технической и организационной проработке.