Роскомнадзор планирует унифицировать пользовательские соглашения интернет-ресурсов

06.03.2023 15:16

О необходимости закрепления поправками в закон "О персональных данных" правила сбора персональных данных и заключения пользовательских соглашений заявила директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде (входит в Главный радиочастотный центр, подведомственный Роскомнадзору (РКН) Людмила Куровская. Как отмечается в "Ведомостях", соответствующий законопроект уже находится в разработке. 

На сегодняшний день определения пользовательского соглашения в законодательстве нет, поэтому оно, в зависимости от компании, содержит разную информацию (описание функций сервиса, правила копирования авторских материалов и др.). Также оно охватывает широкий круг правоотношений и регулирует как условия пользования сайтом и размещенной на нем информацией, так и условия совершения сделок на сайте.

Унификация правил заключения пользовательского соглашения, по мнению Куровской, позволит уйти от неопределенности правовой сущности этого понятия. Это также сократит случаи необоснованного сбора и обработки персональных данных и минимизирует риски их утечки. Как отмечают эксперты, организации зачастую собирают избыточные данные, например отчество или дату рождения.

Соглашение, как отметила Куровская, должно быть конкретным и исключать негативные последствия для граждан. Так, предлагается запретить внесение в него положений об автоматическом согласии на обработку данных с момента перехода на сайт. Кстати, по словам юристов, подобные соглашения не имеют юридической силы.

Представители отрасли считают, в унифицировании пользовательского соглашения нет необходимости, так как вопрос взаимоотношений пользователя с исполнителем урегулирован на достаточном уровне, в том числе законом "О защите прав потребителей". Помимо этого, они отмечают, что соглашения не могут быть одинаковы, учитывая различие бизнес-моделей работы сайтов или платформ. Более того, если запретить собирать статистику о посещении сайтов, риск утечки будет исключен, но пользователи будут получать нерелевантную для них рекламу.