Согласно исследованию "ТМТ Консалтинг", в 2024 году российский рынок платного ТВ продолжил терять абонентов, сократившись на 0,06% до 46,5 млн. Основной причиной оттока стали растущие конкуренты в виде OTT-сервисов. Драйверы такого события — онлайн-кинотеатры и smart-телевизоры, которые все чаще используются аудиторией для просмотра контента. Тем не менее, рынок в целом показал рост, достигнув 107,9 млрд рублей, что на 1,5% больше, чем в прошлом году, благодаря повышению тарифов и акциям спутниковых операторов.
IPTV остается единственной технологией с положительной динамикой, увеличившейся на 450 тыс. пользователей в 2024 году, в основном за счет "Ростелекома" и МТС. Спутниковое ТВ продолжает терять абонентов, сократившись на 40 тыс., в то время как кабельное ТВ потеряло 275 тыс. подписчиков, что на 25 тыс. больше, чем в 2023 году.
Впервые в 2024 году доля IPTV (41%) превысила долю кабельного ТВ (40%), что сделало IPTV крупнейшим сегментом по выручке. Тем не менее, кабельное ТВ все еще сохраняло небольшое преимущество по количеству абонентов. Ожидается, что в первой половине 2025 года спутниковое ТВ обгонит кабельное по числу подписчиков.
На рынке платного ТВ лидером по приросту абонентов стал "Ростелеком", за ним следует МТС, демонстрирующий высокие темпы роста IPTV. "ЭР-Телеком" столкнулся с небольшим снижением абонентской базы, у "Триколора" произошло снижение в структуре выручки, но при этом увеличилась абонентская база. Изменения в позициях остальных операторов из топ-5 составили незначительные десятые доли процента. В целом, суммарное число пользователей топ-5 в 2024 году возросло на 380 тыс.
В 2024 году абонентская база топ-5 операторов выглядела следующим образом: "Триколор" с 12,35 млн абонентов, "Ростелеком" с 11,61 млн, "МТС" с 4,85 млн, "ЭР-Телеком" с 4,16 млн и "Орион" с 2,45 млн. Данные предоставлены компаниями и оценены "ТМТ Консалтинг".
В Москве в 2024 году был зафиксирован рост числа абонентов платного ТВ до 5,61 млн, что стало первым увеличением за последние шесть лет. Основной прирост обеспечил оператор "МТС", который увеличил свою абонентскую базу на 11% благодаря выходу в новостройки. В то же время у других крупных операторов, таких как "Ростелеком" и "ЭР-Телеком" (бренд "Акадо"), наблюдается сокращение абонентской базы, в первую очередь из-за снижения интереса к услуге "Антенна". Это связано с высоким уровнем проникновения фиксированного интернета и Smart TV, что приводит к замещению кабельного ТВ IPTV и OTT-телевидением.
Прогнозы "ТМТ Консалтинг" на 2025 год указывают на продолжение оттока абонентов, который составит 0,2-0,3% в год, что приведет к снижению числа пользователей до 46,4 млн к концу 2025 года. Основной причиной оттока станет переход на OTT-видеосервисы. Однако резкому сокращению числа подписчиков будут препятствовать операторы, которые включают платное ТВ в пакеты с базовыми услугами связи, такими как интернет и мобильная связь. В результате повышения тарифов в четвертом квартале 2024 года и первом полугодии 2025 года объем рынка платного ТВ вырастет не менее чем на 3% и превысит 111 млрд рублей. Темпы роста рынка будут постепенно снижаться, и среднегодовые показатели в ближайшие пять лет составят около 2%.
Напомним, как ранее писал "Кабельщик", объем рынка онлайн-кинотеатров в прошлом году составил 80-120 млрд руб. Рынок ОТТ сохраняет двузначные темпы роста — больше 10%.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии