Россияне стали больше тратить на экосистемных платформах

05.10.2021 14:10

Доля расходов домохозяйств на товары и услуги компаний из экосистем в первом квартале 2021 года составила более 11,27% на рынках присутствия, в то время как в первом квартале 2018 года этот показатель составлял только 5%. Об этом пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на данные "Индекса экосистем" России в текущем году, составленного компанией "Сеть партнерств" (оператор подписки "Огонь", в которую входят компании группы "Газпром", "Лента", "Ситилинк", ivi и Premier, СОГАЗ и другие).

С учетом рынков, на которых российские экосистемы не работают, их доля в расходах оценивается в 9,2%. При этом аналитики отмечают, что на рост показателя повлиял ряд сделок по консолидации активов в 2019 году, которые проводили, в частности, Сбербанк и Mail.ru Group.

К экосистемам аналитики отнесли Mail.ru Group, "Яндекс", "Сбербанк", МТС, Ozon, "Тинькофф" и Wildberries. Расчет "Индекса экосистем" основан на данных объема и структуры расходов домохозяйств Росстата, а также на информации об экосистемах по МСФО. Берутся данные Росстата по расходам семей за квартал на определенную категорию услуг, а также оборот дивизиона Ride-tech из финансовой отчетности компании. После этого второй показатель делится на первый, и получается глубина проникновения компании в данной категории в долю расходов россиян.

При этом "Коммерсантъ" отмечает, что в "Яндексе" такую методологию расчета посчитали поверхностной. В компании отмечают, что ее отчетность содержит консолидированные показатели группы компаний суммарно во всех странах, где работают сервисы, и их нельзя сравнивать с расходами только российских домохозяйств. А главный аналитик "Сбербанка" Михаил Матовников назвал оценки аналитиков завышенными. 

С ним согласен и гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. "Доля экосистем в России пока ниже, чем в развитых странах, а существенным барьером для роста их выручки остается то, что человек зачастую пользуется только одним сервисом из всех, например, только доставкой", — отмечает эксперт.

Однако он уверен, что по мере роста затрат компаний на маркетинг будет расти и вовлеченность. По оценке Jason & Partners Consulting, проникновение экосистем в 2020 году составило 11%. "Такова доля россиян, подписавшихся хотя бы на одну экосистему. Но список компаний был немного другим", — объясняет замгендиректора MediaHills и бывший директор департамента ТВ и контента Jason & Partners Consulting Дмитрий Колесов.