В 2021 году отмечается общее снижение показателей рейтинга и доли аудитории у всех вещателей, пишет РБК со ссылкой на исследование ECI Media Management (один из клиентов официального измерителя российской аудитории Mediascope). Причиной стал рост интереса к домашнему потреблению аудиовизуального контента на фоне пандемии. 

С 2020 года количество платформ, предлагающих разнообразные продукты, и популярность онлайн-кинотеатров выросли, отмечает главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. "Большие каналы не могут так оперативно и гибко перестраиваться и теряют аудиторию не только у нас — это мировой тренд", — поясняет эксперт.

В целевой аудитории телеканалов, на которую ориентирована большая часть передач у каждого из них, также заметно снижение. Например, у "Первого канала" целевая аудитория — зрители в возрасте 14–59 лет. Среди них доля вещателя за 11 месяцев 2021 года снизилась с 8,68 до 7,79% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Для "России 1" и НТВ целевой является аудитория в возрасте 18+. Доля каналов в этой категории — 12,27 и 9,28% соответственно (против показателей 12,5 и 10,35% годом ранее). ТНТ, в свою очередь, ориентируется на россиян от 14 до 44 лет. По итогам одиннадцати месяцев у вещателя было 8,23% этой аудитории (в предыдущем году — 8,46%). Целевая аудитория СТС — 10–45 лет, его доля в ней — 9,9% (в 2020 году было 10,21%).

В целом, согласно рейтингу, составленному ECI Media Management по итогам января-ноября 2021 года, первое место среди федеральных телевещателей занял телеканал "Россия 1" (входит в госхолдинг ВГТРК). По итогам января-ноября рейтинг флагманского канала ВГТРК в аудитории старше четырех лет составил 1,76%, доля — 11,52%. Его основной конкурент — "Первый канал", шестой год подряд занимает второе место с рейтингом 1,48% и долей 9,77% за аналогичный период. Замыкает тройку лидеров традиционно НТВ (1,34 и 8,79% соответственно).

За ними следуют "Пятый канал", РЕН ТВ, "Домашний", СТС, ТВ-3, "Карусель", ТНТ, "Звезда", "ТВ-Центр", "Пятница", Локальное ТВ, "Мир", "Россия 24" и другие.

Топ телеканалов, основанный на данных Mediascope, строится на основе двух ключевых показателей. Рейтинг — это соотношение всех, кто смотрел тот или иной канал, и всего населения. Доля аудитории показывает, сколько зрителей было у конкретного канала относительно всех, у кого в данный момент был включен телевизор. У каждого вещателя есть своя целевая аудитория, но, чтобы сравнивать каналы между собой, используется общая аудитория — все зрители старше четырех лет.