Оператор связи "Ростелеком" совместно с экспертами ИКТ-отрасли провел исследование мирового опыта развития сетей пятого поколения, на основе которого была разработана "Комплексная программа содействия развитию 5G в России". При подготовке исследования были изучены ситуации в Китае, США, Великобритании и странах Европейского союза.

Специалисты проанализировали области нормативно-правового регулирования, модернизация которых требует вовлечения государственных органов и ведомств. В частности, речь идет о мерах, от которых напрямую зависит эффективность взаимодействия государства с операторами связи и развитие сетей 5G.

Диапазон задач варьируется от обеспечения сетей 5G радиочастотным ресурсом и смягчения санитарно-эпидемиологических норм на излучение от базовых станций до вопросов льготного налогообложения и поддержки развития инноваций. В документе выделены четыре основных блока:

  • поиск и выделение радиочастотного ресурса (высвобождение и перераспределение частот в диапазонах, пригодных для использования в 5G, увеличение сроков разрешения на присвоение частот, ограничение платы операторов за радиочастотные ресурсы, задействованные для новых поколений связи);
  • актуализация нормативно-правовой базы и упрощение бюрократических процедур (гармонизация санитарно-эпидемиологических норм, доступ к государственной и муниципальной инфраструктуре, внедрение eSIM, создание условий для появления беспилотного транспорта и других перспективных направлений, выход на оптовый рынок электроэнергии);
  • увеличение инвестиционной привлекательности и господдержка развития 5G (повышение коэффициентов амортизации, содействие в создании сопутствующей инфраструктуры, вовлечение институтов развития);
  • поддержка появления инновационных сервисов и услуг, возможных только на базе сетей 5G (создание индустриальных полигонов 5G, поддержка разработчиков инновационных сервисов в сетях нового поколения, стимулирование сквозных технологий — искусственного интеллекта, AR/VR, интернета вещей и др.).

По словам президента "Ростелекома" Михаила Осеевского, упомянутые меры поддержки применяются во многих странах, чтобы ускорить строительство сетей 5G и получить максимальную экономическую выгоду от их внедрения. "Для того чтобы законодательная база не "тормозила" технологическое развитие, необходимо в ближайшее время апробировать эти предложения в "регуляторных песочницах". Развитие сетей пятого поколения требует политической воли, вовлечения и участия большого количества органов власти с учетом того, что государство не только регулятор, но и потребитель решений на базе 5G, которые способны повысить эффективность госуправления и социальной сферы", – отметил он.

Также в программе говорится о том, что в России целесообразно отказаться от механизма аукционов при распределении радиочастот для сетей 5G, а конверсию спектра финансировать за счет бюджетных средств.

"Учитывая рост затрат, связанных с необходимостью выполнения новых законодательных требований – исполнения положения "закона Яровой", реализации так называемого закона об автономном Рунете и обеспечения доступа к социально значимым сервисам, дополнительный рост платежей за спектр с внедрением сетей 5G может привести к угрожающе высокой доле расходов, не относящихся к развитию информационной инфраструктуры, платформ и сервисов. Такая ситуация может вызвать сначала стагнацию, а затем и деградацию отрасли в целом, так как операторы не смогут поддерживать на должном уровне и развивать сети сотовой связи в России",  –  отмечается в документе.

По данным ассоциации GSMA, мобильные технологии и услуги принесли в 2020 году 4,4 трлн долларов экономической стоимости или примерно 5,1% мирового валового внутреннего продукта (ВВП). Согласно прогнозам, к 2025 году этот показатель увеличится еще на 480 млрд долларов и составит чуть более 4,8 трлн долларов.

Аналитики отмечают, что развитие технологий пятого повлечет за собой глобальный рост доходов на 2,1 % в ближайшие 10 лет, а число пользователей 5G по всему миру достигнет 1 млрд к 2025 году.

По состоянию на август 2021 года коммерческие сети 5G запустили в общей сложности 176 операторов в 72 странах.