Счетная палата Российской Федерации обнародовала отчет о результатах проверки, как средства федерального бюджета используются для господдержки кинопроизводства, сообщает РБК. Речь о деятельности Минкультуры и подведомственного этому министерству Фонда кино в период с 2017 года по сентябрь 2019 года.

В результате Счетная палата пришла к выводу, что процедура отбора проектов и выдачи субсидий требует корректировки из-за своей низкой прозрачности. Вопросы у проверяющего органа возникли к работе экспертных советов, в частности, к объективности их решений, критериям оценки заявок, а также к дальнейшему использованию выделенных средств.

В частности, выявлены случаи, когда в состав экспертных советов входили представители киносообществ, которые одновременно претендовали на господдержку. Отдельно отмечается, что впоследствии эти проекты получали субсидии.

При этом, согласно положению об экспертных советах, конфликт интересов недопустим. Однако из-за отсутствия в министерстве документов, которые подтверждали бы итоги отбора заявок, невозможно узнать, оценивали ли члены экспертного совета собственные проекты, указано в отчете Счетной палаты.

Член экспертного совета Фонда кинорежиссер Владимир Хотиненко отметил, что Минкультуры и Фонд кино учитывают возможный конфликт интересов: в бланке голосования есть соответствующая графа. При этом Хотиненко назвал правила голосования достаточно жесткими, но признал, что существующая система субъективна.

Также Счетная палата указала, что ни Минкультуры, ни Фонд кино не утвердили требования о хранении результатов голосования. Голосования может происходить без использования бланков - в устной форме, по телефону и иными способами.

Кроме того, не регламентирована процедура ознакомления членов совета с заявками. "Существуют риски, что члены экспертных советов не обладали достаточной информацией о проектах, в отношении которых они проголосовали", - отмечено в отчете аудиторов.

В Минкультуры по данному вопросу пояснили, что голосование экспертов проходит тайно, поэтому листы голосования не подписываются. Сохранение листов не предусмотрено. При этом в случае возможного конфликта интересов эксперт должен подписать свой лист, чтобы избежать голосования за собственные проекты. Также представитель ведомства подчеркнул, что законодательно не закреплено, что члены экспертного совета не имеют права выставлять свои заявки на конкурс.

Заместитель исполнительного директора Фонда кино Александр Иконников рассказал, что результаты голосования экспертного совета подлежат обязательному хранению. А эксперты, заинтересованные в поддержке какого-либо проекта, не принимают участия в голосовании. Кроме того, по словам Иконникова, на 2020 год запланирована доработка регламента фонда по ряду вопросов, включая и работу экспертного совета.

Счетная палата также обратила внимание на тот факт, что при принятии решений о субсидировании не учитываются такие факторы, как успешность предыдущих работ заявителя в прокате и рейтинги телеканалов во время показа предыдущих работ заявителя. Таким образом, создается ситуация, когда интерес зрителя не важен для кинопроизводства.

Проанализировав финансовую отчетность пяти получивших субсидии проектов, Счетная палата отметила, что получатели субсидий перечисляют бюджетные деньги на счета кинокомпаний, не обязанных предоставлять отчет. По данным Счетной палаты до 60% от сметной стоимости фильмов были направлены в компании, зарегистрированные на Кипре, либо в российские компании со штатом от 1 до 10 человек.

Сергей Сельянов, руководитель кинокомпании СТВ, пояснил, что речь идет о продакшен-компаниях, которые выступают как подрядчики при производстве картин. Сельянов подчеркнул, что обращение к ним является стандартной практикой.

По данным РБК, за 2019 год Минкультуры предоставило 4,1 млрд рублей субсидий, Фонд кино - 3,5 млрд рублей. А за отчетный период 2019 года Минкультуры - 197 млн рублей, а Фонд кино - 4 млрд рублей.

Портал "Бюллетень кинопрокатчика" сообщил, что представители Фонда кино, после публикации РБК выступили с заявлением, где опровергли предположение РБК, что деньги от субсидий утекают в офшоры.

"В отчете Счетной палаты Российской Федерации нет ни слова о выводе бюджетных средств в офшоры. Там приведен пример того, как российская кинокомпания заказывала услуги у зарубежной компании, действительно зарегистрированной на Кипре. При этом в отчете Счетной палаты Российской Федерации черным по белому написано, что речь идет о направлении собственных средств организации кинематографии. Законодательно не наложен запрет на заказ в рамках производственного процесса услуг, например, по созданию компьютерной графики, у организаций - нерезидентов Российской Федерации", - пояснили представители фонда.

Представители фонда подчеркнули, что в фонд поступает отчетность не только о расходовании средств субсидий, но и собственных средств кинокомпаний, затраченных на субсидированные проекты, именно поэтому такие траты попали в поле зрения Счетной палаты.

Кроме того, представители Фонда кино сообщили, что намерены отправить в адрес РБК требование опровержения ложных сведений.

Тем временем ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства сообщило, что Министерство культуры РФ планирует в 2020 году ввести новые правила отбора кинопроектов для субсидирования. Уточняется, что об этом заявила директор департамента кинематографии Ольга Любимова.

"Минкультуры России уже давно ознакомилось с рекомендациями Счетной палаты. Более того, в настоящее время по поручению главы ведомства Владимира Мединского департамент кинематографии готовит предложения по изменению системы субсидирования кинопроектов и работы экспертных советов. Говорить о конкретных сроках пока рано, так как потребуется внесение изменений в несколько законодательных актов, однако рассчитываем, что питчинги в 2020 году пройдут уже по новым правилам", - сказано в сообщении пресс-службы Минкультуры.

Также ТАСС уточнило, что в период с 2017 по 2019 годы, по данным Счетной палаты, объем субсидий на производство и прокат картин составил 22,8 млрд рублей, из которых 17,9 млрд рублей, то есть 78,6%, пошли на производство национальных фильмов.

Сегодня, 5 ноября 2019 года, ТАСС сообщило, что министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что лично просил Счетную палату проверить распределение субсидий на кинопроекты.

"Тут много цитировалась Счетная палата, которая дала определенные рекомендации, как еще улучшить систему распределения госсредств. Я открою вам тайну: Счетная палата по моей просьбе проверяла систему распределения", - сказал Мединский.

По словам Мединского, взгляд со стороны очень полезен, так что рекомендации Счетной палаты будут использоваться для совершенствования системы. Также министр отметил, что шесть лет назад Минкультуры уже изменило систему субсидирования кинопроектов, и это положительно отразилось на качестве продукции. В итоге за это время просмотры российских фильмов в кинотеатрах выросли почти вдвое, однако сейчас пришло время уточнить и усилить еще некоторые моменты.