"ТМТ Консалтинг": количество абонентов ШПД в сегменте B2C достигло 33,6 млн

21.05.2020 15:13

По предварительным данным "ТМТ Консалтинг", в I квартале 2020 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России достигло 33,6 млн, проникновение превысило 60%. Объем рынка составил 36,5 млрд рублей. 

В I квартале 2020 года число абонентов увеличилось на 0,5% по сравнению с 4 кварталом 2019, выручка – на 0,9%. ARPU увеличился на 1 рублей до 363 рублей.

В целом в I квартале 2020 года на рынке сохранялись сезонные факторы, характерные для начала года. Меры, принимаемые в связи с объявленной ВОЗ пандемией Covid-19, такие как введение режима самоизоляции и переход части граждан к удаленной работе, в полной мере вступили в силу уже во втором квартале 2020 года – именно в этот период операторы отметили в сегменте B2C рост спроса на услуги ШПД и платного ТВ, увеличение объема трафика, рост популярности пакетных тарифов. 

В прогнозном периоде приостановка работы значительного числа предприятий и кризисное положение ряда отраслей могут оказать влияние и на потребительский рынок ШПД. Тем не менее, по опыту предыдущих кризисных периодов в российской экономике, кризис мало что меняет в поведении частных пользователей - услуга является фактически базовой, а ее стоимость невелика. Как правило, расходы на доступ в интернет составляют незначительную долю в бюджете домохозяйств. Вместе с тем, на фоне ухудшения общей экономической ситуации, роста безработицы и снижения покупательской способности вероятен отказ части домохозяйств от услуги фиксированного ШПД в пользу мобильного интернета или переход на более дешевые тарифы в целях экономии. 

Топ-5 интернет-провайдеров по итогам I квартала 2020 года формирует 71% абонентской базы широкополосного доступа в интернет в B2C-сегменте в России.  

  • Лидерские позиции по показателям прироста абонентской базы в I квартале 2020 года заняла компания МТС, число ее пользователей выросло на 78 тыс. (на 2,2%). Рост обусловлен, в частности, популярностью конвергентных тарифов компании. Абонентская база выросла как в регионах, так и в Москве и Московской области (МТС активно расширяет сеть и увеличивает абонентскую базу в Подмосковье).  
  • "ЭР-Телеком" увеличил число своих пользователей в I квартале 2020 года на 59 тысяч (1,5%). Рост связан с приобретением компании "Новые Телесистемы" (Томск).  
  • Количество ШПД-абонентов "ВымпелКома" увеличилось в 1 квартале на 41 тыс. или 1,6%. При этом абонентская база конвергентных предложений превысила 1,4 млн пользователей, доля клиентов FMC в общей абонентской базе ШПД составила 52%. Росту также способствовало расширение охвата сети за счет активного строительства в 2019 году. 
  • Крупнейший российский оператор ШПД "Ростелеком" увеличил свою абонентскую базу на 40 тыс. абонентов (или на 0,3%). 

На московском рынке проникновение по итогам I квартала 2020 года составило 88%, число абонентов приблизилось к 4,3 млн. Объем рынка составил около 4,2 млрд рублей Крупнейшими операторами являются МТС, "Ростелеком", "ВымпелКом", "Акадо".