Топ-3 схемы кибермошенничества

24.09.2025 14:21

"Ростелеком" и центр мониторинга угроз Solar Aura ("Солар") представили результаты исследования популярных схем телефонного мошенничества в России. В тройку лидеров вошли сценарии с участием "сотовых операторов", "замены домофона" и "Центробанка или службы безопасности банков". Эти данные получены на основе работы нового сервиса "Защита звонка", который использует искусственный интеллект для выявления мошеннических звонков в режиме реального времени.

Эксперты отмечают, что с апреля 2025 года действует закон о борьбе с киберпреступлениями, предусматривающий создание государственной антифрод-системы. Уже с июня 2025 года успешно тестируется обмен информацией между всеми участниками рынка, что позволило заблокировать более 90% мошеннических звонков.

Проблемы социальной инженерии и киберугроз в последние годы стали одними из самых актуальных для жителей страны. В 2025 году МВД обнаружило новую схему мошенничества, при которой злоумышленники, выдавая себя за сотрудников компании, требуют личные данные, ссылаясь на необходимость продления договора на связь. В таких ситуациях "Ростелеком" рекомендует прекратить разговор и связаться с компанией напрямую или обратиться в полицию. Все тарифы бессрочные и не нуждаются в продлении.

По итогам первых шести месяцев 2025 года "Ростелеком" зафиксировал увеличение количества мошеннических ресурсов на 7% и фишинговых — на 8% по сравнению с тем же периодом 2024 года. Все абоненты компании имеют доступ к защите от вредоносных сайтов. Фильтр нежелательных ресурсов содержит уже свыше 50 тысяч адресов, включая поддельные сайты для кражи банковских данных, паролей и персональной информации, а также ресурсы, распространяющие вредоносное ПО.

По данным Solar Aura за 8,5 месяцев 2025 года, число киберинцидентов снизилось на 16,5%, но ежедневно фиксируются 2–5 успешных атак с использованием фишинга и социальной инженерии. Увеличилось количество утечек электронных адресов и телефонных номеров.

Эксперты призывают пользователей повышать цифровую грамотность и соблюдать "цифровую гигиену" — менять пароли и критически воспринимать информацию.

Напомним, ранее "Кабельщик" писал, что более 50% ИТ-подрядчиков не защищены от кибератак.