Участники эксперимента по переходу на ГЕОП определены

30.04.2019 16:46

Минкомсвязь обнародовала подробности будущего эксперимента по переводу информационных систем ведомств на единую государственную облачную платформу (ГЕОП), сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на опубликованный проект постановления правительства. Эксперимент будет длиться с июня 2019 года по декабрь 2020 года. В нем примут участие восемь ведомств: Минкомсвязь, Фонд соцстрахования, Минюст, Государственная фельдъегерская служба, ФТС, Ростехнадзор, Росгвардия и Минтруд. Список участников может быть расширен. По результатам пилотного проекта будут определены принципы формирования, порядок финансирования, эксплуатации и развития ГЕОП, а также размер и порядок платы за ее услуги. Кроме того, в ходе эксперимента пройдет апробацию реестр поставщиков облачных сервисов, которых будут привлекать для государственных нужд.

Каждое ведомство сможет работать с несколькими провайдерами облачных услуг, выбор которых будет происходить на конкурсной основе в рамках закона о госзакупках (44-ФЗ). При этом, согласно проекту постановления, для управления гособлаком будет создана специальная Федеральная государственная информационная система (ФГИС), оператором которой станет подведомственная Минкомсвязи структура - ФГБУ "НИИ "Восход", которая разрабатывала концепцию ГЕОП, а также является разработчиком таких программ как ГАС "Выборы", Единая система нормативно-справочной информации и других.

В обязанности оператора войдет ведение реестра поставщиков, организация их взаимодействия в рамках ФГИС, разработка тарифов, требований и технических заданий для них, а также мониторинг процесса и контроль качества услуг. Также оператору предстоит оценить динамику потребности ведомств в облачных сервисах и объем затрат на эти услуги. Кроме того, по данным сформированного реестра подвергнется анализу фактические объемы и качество услуг поставщиков. Потребителей снабдят рекомендациями по выбору и качеству услуг поставщика. По прогнозам Минкомсвязи, в ходе реализации цифрового нацпроекта объем госданных будет увеличиваться экспоненциально, а следовательно вырастет потребность в ГЕОП.

Требования к центрам обработки данных (ЦОД), которые смогут поучаствовать в пилотном проекте, будут определены до 30 июля 2019 года, к тому же сроку определятся и требования по инфобезопасности и оптимизации архитектуры ведомственных ГИС. Проект непосредственной миграции данных и временные стандарты качества услуг будут готовы до конца января 2020 года.

Также одной из задач эксперимента станет разработка стандарта автоматизированного рабочего места на основе отечественных программно-аппаратных комплексов. Эти комплексы будет рекомендовано закупать ведомствам для внедрения ГЕОП.

Сообщается, что эксперимент будет финансироваться в рамках действующих бюджетов. Согласно нацпроекту "Цифровая экономика РФ", на перевод ведомственных систем в гособлако планируется затратить 47,6 млрд рублей до 2024 года, включая 6,5 млрд рублей бюджетных средств.

Напомним, в середине апреля 2019 года появилась информация, что Минкомсвязь направила в аппарат правительства проект концепции государственной единой облачной платформы (ГЕОП) и предлагает одобрить его на заседании президиума правительственной комиссии по цифровому развитию и IT. Новая концепция предполагает, что ГЕОП будет представлять собой экосистему из аккредитованных сервисов и поставщиков инфраструктуры. В предыдущей версии, 2015 года, планировалось, что системой ЦОД для платформы будет управлять только один оператор, однако ведомство отказалось от этой идеи.

В концепции подчеркивается, что в настоящее время госорганы используют IT-инфраструктуру, которая в основном базируется на импортных технических и программных средствах, а это означает "санкционные риски" и "уязвимость для внешних компьютерных атак".

Согласно концепции, решением этих проблем может стать использование отечественных продуктов, базирующихся на программном обеспечении с открытым кодом или собственной разработки.

По планам Минкомсвязи, к 2022 году в ГЕОП мигрируют 55% государственных IT-систем. Причем благодаря постепенному отказу от закупок оборудования и снижению себестоимости услуг удастся добиться снижения нагрузки на бюджеты до 10% в год в расчете на объем потребляемых вычислительных ресурсов.