Объем и состав данных, которые интернет-площадки должны будут передавать единому измерителю рунета, избыточны и нарушают права граждан, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на отзывы Ассоциации больших данных (АБД) и ассоциации "Интернет-видео", замечания Медиакоммуникационного союза (МКС) и позицию Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Речь идёт о постановлении правительства, детализирующем порядок работы единого измерителя рунета.

Напомним, что в июне в III чтении был принят законопроект о едином измерителе аудитории в интернете.

Ранее мы публиковали обращение генерального директора Ассоциации "Интернет-видео" Алексея Бырдина к рынку, в котором он объясняет в чем проблема проекта. 

В ассоциациях заявили, что этот объем данных избыточен для подсчета аудитории, что является заявленной целью закона.

В АБД отмечают, что не все сайты сами обладают многими из требуемых данных. Ассоциаци предложила исключить геолокацию, а данные передавать в обезличенном и агрегированном виде. В РАЭК уточнили, что геолокационные сведения подпадают под тайну связи, а передача измерителю идентификаторов пользователей увеличивает риск определения личности человека, что нарушает его право на неприкосновенность частной жизни, говорится в отзыве ассоциации. Закон предполагает сбор данных об объеме аудитории, а новый проект подразумевает получение информации о характеристиках конкретных пользователей: идентификатор позволяет выделить из общей аудитории конкретного посетителя сайта и детальные сведения о просмотре им контента.

Представители "Мегафона" заявили, что состав передаваемых данных должен быть доработан в части устранения избыточности и соблюдения прав граждан. В Минцифры РФ, в свою очередь, подчеркнули, что для измерения аудитории нужны именно обезличенные данные. Упомянутые в проекте сведения вообще не относятся к персональным данным.

Исполнение норм приведет к дополнительным расходам аудиовизуальных сервисов, считает гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов. По словам директора АНО "Инфокультура" Ивана Бегтина, сведения, которые получит измеритель, при уже имеющейся у государства информации точно позволят идентифицировать личность

В ассоциации "Интернет-видео" подчеркнули, что если измеритель, как указано в законе о нем, нужен для достоверности и полноты данных при размещении рекламы, то аудитория ресурсов, ее не размещающих, и контента, доступ к которому не предполагает просмотр рекламы, не подлежит исследованию.

Более того, отмечают в ассоциации, эти сведения в онлайн-кинотеатрах составляют коммерческую тайну.

По словам источника издания, в Минцифры уже состоялось совещание с участниками рынка и по итогам "были внесены существенные правки". Вероятно, из списка будут исключены данные об аудитории, пользующейся телеприставками конкретных операторов связи, отказаться от расширения передаваемых данных в случае отсутствия отдельных позиций, оговорив предоставление "при наличии". Источник также указал, что участники совещания согласились, что передаваемые данные исключают возможность идентифицировать личность и будут передаваться "при соблюдении требований закона по обязательному обезличиванию".

Кроме того, по данным информатора, сейчас продолжается подготовка документов. Вскоре их скоро снова обсудят с представителями рынка, чтобы "найти баланс между интересами государства и ключевых игроков". Источники издания в компаниях подтвердили факт проведения совещания, однако отметили, что "уступки не были существенными".