Участники рынка требуют доработать закон о едином измерителе аудитории в интернете

02.06.2021 14:31

"Медиа-Коммуникационный союз" (МКС) и ассоциация "Интернет-видео" требуют доработать законопроект о едином измерителе интернет-аудитории. Об этом пишет "Коммерсантъ". Организации опасаются, что закон обяжет отдавать измерителю конфиденциальные данные, которые могут быть использованы в коммерческих целях.

МКС и "Интернет-видео" в конце мая направили заключения на законопроект главе комитета Госдумы по информполитике Александру Хинштейну. По словам источника издания, в ближайшее время планируется согласительное совещание, в рамках которого могут быть учтены пожелания рынка.

Напомним, что МКС представляет интересы операторов связи, медиахолдингов и видеоплатформ, в него входят "Ростелеком", МТС, "Триколор", "Газпром-медиа", "Национальная медиа группа" (НМГ), ivi и др. В "Интернет-видео" входят крупнейшие в России видеосервисы: ivi, Okko, Megogo и др.

В МКС указали, что объединение измерений телевизионной и интернет-аудитории важно для отрасли и членов союза, но идея требует проработки. Если онлайн-площадкам придется бесплатно передавать "чувствительные данные" об аудитории измерителю, а тот станет продавать основанную на них аналитику, участников рынка ждут убытки. Если выбранная для измерений система будет государственной, ей нужно запретить использовать информацию в коммерческих целях.  В отзыве подчеркивается, что, если же она будет негосударственной, то условия передачи данных нужно закрепить в коммерческих соглашениях. МКС предложил альтернативу созданию единого измерителя: собирать аудиторию телеканалов в интернете через "некоммерческие организации, объединяющие участников рынка".

В отзыве "Интернет-видео" сказано, что количество просмотров контента в онлайн-видеосервисах — это коммерческая тайна, которая не может быть предметом исследования измерителя.

Как считают в ivi, самый значимый риск проекта — отсутствие положений о субъектах, которые получат доступ к информации о просмотрах контента. Нет и четкого запрета на коммерциализацию полученных данных, что недопустимо, добавили в компании. Гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов подчеркнул, что требования предоставления данных должны быть обоснованными и, главное, исполнимыми для бизнеса, чтобы не загонять его в тупик.

Как написал в своем Telegram-канале автор инициативы депутат Антон Горелкин, режим коммерческой тайны – это очень важная вещь:

"Я не знаю, оформлен ли он в отношении статистики просмотров у членов ассоциации "Интернет-видео". Однако замечу, что на ТВ статистика просмотров тайной не является. Наоборот, благодаря ее открытости рынок телепередач и ТВ-рекламы упорядочен и прозрачен десятки лет. Возможно, онлайн-кинотеатры опасаются, что объективные данные об их аудитории будут отличаться от отчетности, которую они предоставляют правообладателям, рекламодателям и т.д. И продюсеры сделают из этого финансовые выводы. Да, законопроект исключает возможность таких махинаций, в этом его смысл.

А что до опасений, будто организация-измеритель станет делать деньги на их статистике — то в законопроекте как раз этот момент очень четко прописан: "не вправе использовать данные, полученные от владельцев соответствующих информационных ресурсов, аудитория которых подлежит исследованию, иначе чем в целях проведения исследований объема аудитории".

Минцифры приглашает всех представителей индустрии принять участие в разработке подзаконных актов к моей инициативе. Обеспокоенным членам "Интернет-видео" лучше воспользоваться этим приглашением, чем пытаться формировать негативный фон законопроекта в СМИ и малопопулярных тг-каналах :)".

Госдума в первом чтении приняла законопроект о едином измерителе аудитории в интернете 1 июня всего через две недели после внесения.

Согласно законопроекту, уполномоченную организацию по измерению интернет-аудиторию до 1 августа 2021 года должен выбрать Роскомнадзор. Однако ранее источник заявил, что создание нового измерителя не планируется, поскольку подсчетом будет заниматься Mediascope – полномочия компании будут расширены. Как отметил Антон Горелкин, действительно рассматривается вариант, при котором Mediascope выберут в качестве уполномоченного исполнителя.