Верховный и Конституционный суды отказали российско-китайской группы компаний "НИРИТ Синвей Телеком Технолоджи" (НСТТ) в исках против Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), сообщает CNews. Уточняется, что НСТТ пыталась вернуть себе частоты, на которых она планировала строить сети перспективного китайского стандарта связи McWill (NG-1).

По данным издания, 70% НСТТ принадлежат российской группе компаний БИТ, а оставшиеся 30% - китайской компании Xinwei, которая стандарт профессиональной связи McWill и планировала строить в России сети McWill. Сообщается, что этот стандарт предполагает транкинговую связь вместе с возможностью передачи видео и данных на скорости до 15 Мбит/с.

Уточняется, что в 2011 году проект НСТТ получил одобрение Комиссией по модернизации и инновационному развитию экономики, действовавшей при тогдашнем президенте России Дмитрии Медведеве. После этого НСТТ приобрела четыре компании, которые владели частотами в диапазоне 1800 МГц (1785 -1805 МГц): "Юнисел", "Белитон", "Кватро Плюс" и "Лардекс".

Затем компания НСТТ, по данным от самой компании, начала строительство сетей и ввезла на территорию России оборудования на $780 млн. Однако Роскомнадзор отказал компании в регистрации радоэлектронных средств. Позже, в 2016 году, ГКРЧ отказала НСТТ в продлении срока использования частот и прекратила действие разрешений на их использование, в связи с отсутствием сети.

НСТТ попыталась обжаловать действия ГКРЧ в судебном порядке, но успеха это не принесло. Тогда, по данным CNews, НСТТ обратилась с иском в Конституционный суд, требуя признать не соответствующими Конституции отдельные пункты закона "О связи" и Положения о ГКРЧ, которые позволяют комиссии во внесудебном порядке отзывать разрешения на использование частот либо не продлевать их.

Конституционный суд отказал в принятии жалобы к рассмотрению, при этом разъяснив, что решения ГКРЧ о прекращении действия разрешений на использование радиочастот являются "специальными мерами государственного принуждения", причем решения должны быть "адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты публичных интересов не только государства, на и частных интересов физических и юридических лиц".

Также Конституционный суд указал, что высказанная им в 2017 году позиция относительно специальных мер государственного принуждения в сфере недропользования имеет универсальный характер применительно к механизму досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования тем или иным ресурсом и распространяется также на использование радиочастотного ресурса.

С учетом озвученных выводов Конституционного суда НСТТ обратилась в Верховный суд с иском, где указала, что оспариваемом ими Положении о ГКРЧ отсутствует процедура применения специальных мер государственного принуждения. Также истцы обратили внимание на решение ГКРЧ, принятое в конце 2018 года: согласно этому решению, полоса радиочастот на которую претендует НСТТ, должна быть отдана неопределенному кругу лиц, владеющих железнодорожной инфраструктурой, которые будут создавать сети технологической связи вдоль транспортных путей.

Уточняется, что ГКРЧ получила Минтрансу составить перечень этих лиц, в итоге, как сообщает CNews со ссылкой на ответ Федерального агентства железнодорожного транспорта, туда вошли: "Российские железные дороги" (РЖД), "Крымская железная дорога" и "Железные дороги Якутии".

НСТТ посчитала, что ГКРЧ не вправе обозначать неопределенный круг лиц и наделять Минтранс полномочиями по составлению перечня владельцев железнодорожной инфраструктуры. Отмечается, что с этим доводом Верховный суд согласился, однако в целом иск НСТТ был отклонен.

CNews сообщает, что группа компаний НСТТ намерена продолжать отстаивать свою позицию. В НСТТ также уточнили, что компания завершает строительство первой очереди сетей связи McWill в других диапазонах - 300 и 400 МГц, кроме того, выпущен национальный стандарт на радиотехнологию McWill и ведется работа по локализации производства телекоммуникационного оборудования на территории России.