По итогам 1 квартала, по данным "ТМТ Консалтинг", число абонентов услуги платного ТВ выросло на 0,1% и составило 46,6 млн. Проникновение услуги продолжает постепенно приближаться к 83%. Выручка операторов от предоставления услуги платного ТВ по сравнению с 4 кварталом сократилась на 0,9% до 27,1 млрд рублей.

Такое сокращение является традиционным для начала года, тем не менее, в 2022 году сезонное снижение оказалось менее заметным, чем в прошлые годы (на 1,5% в 1 кв. 2021, на 1,2% - в 1 кв. 2020 года). Это связано с тем, что в начале года большинство операторов повысили тарифы, до этого удерживаемые на уровне 2019 года вследствие пандемии. Средний счет на абонента (ARPU) снизился по сравнению с предыдущим кварталом на 2 рубля и составил 194 рубля.

Заметный рост числа абонентов продолжается только в сегменте IPTV: за год количество домохозяйств, подключенных по этой технологии, выросло на 530 тысяч. Абонентская база спутникового ТВ в прошедшем квартале немного сократилась, хотя по отношению к 1 кварталу 2021 года прирост составил около 15 тысяч пользователей. Больше других технологий потеряло за год кабельное телевидение: отток составил почти 300 тысяч. За прошедший квартал от услуги отключились еще около 60 тыс. абонентов. 

Практически весь прирост 1-го квартала пришелся на двух операторов из ТОП-5 – Ростелеком и МТС. Абонентская база Ростелекома увеличилась за квартал почти на 60 тысяч благодаря новым подключениям и переводу действующих ШПД-пользователей на пакетные тарифы с IPTV. Фактором положительной динамики МТС является развитие конвергентных продуктов в рамках сервисов экосистемы МТС. Кроме того, в компании отмечают рост потребительской ценности услуги платного ТВ за счет контента онлайн-кинотеатра KION. Суммарная абонентская база операторов, не вошедших в ТОП-5, по итогам 1 квартала сократилась на 0,1%: отток в сегменте КТВ не удалось компенсировать ростом числа абонентов IPTV.

По итогам 1 квартала распределение абонбазы по операторам не изменилась. В структуре выручки укрепилась позиция Ростелекома, до 14% снизилась доля спутникового "Триколора".

В Москве число абонентов сократилось еще на 0,4%. Позиции игроков по итогам квартала не изменились. Единственной компанией с заметной положительной динамикой вновь стала компания МТС – число столичных абонентов оператора увеличилось за квартал на 7 тысяч.

Меж тем, к началу следующего телевизионного сезона отечественные вещатели готовят порядка 15 новых телеканалов. Это их реакция на уход западных мейджоров с российского рынка. Об этом "Телеспутнику" рассказал в кулуарах TeleMultiMedia Forum–2022 директор проекта "Медиалогистика" компании MSK-IX Григорий Кузин. 

"Вопрос только, какого они будут качества.  С "Медиалогистикой" ведут переговоры именно отечественные вещатели, которые увидели новые ниши. Они готовят новые телеканалы на базе своих вещательных комплексов", — рассказал Кузин.

Несмотря на увеличение числа новых каналов, не надо забывать об уходе зарубежных игроков с российского рынка. По мнению тех же "ТМТ Консалтинг", уход таких крупных брендов как Viacom и Discovery в купе со снижением платежеспособности абонентов в любом случае повлияет на показатели, и по итогам 2022 года рынок платного телевидения РФ не сможет вернуться к допандемийным темпам роста и продолжит стагнировать.