Российский офис онлайн-кинотеатра Megogo впервые раскрыл свои финансовые результаты. По итогам 2015 года выручка сервиса составила 419,4 млн рублей, что на 86% больше по сравнению с показателями 2014 года (получается, что по итогам 2014 года выручка онлайн-кинотеатра в России составляла порядка 225,5 млн рублей).
 
Если говорить о структуре доходов, то большая часть из них — около 89% (т.е. 373,3 млн рублей), приходилась на рекламу, оставшиеся 11 с лишним процентов (или свыше 46 млн рублей) — на пользовательские платежи. Хотя еще в позапрошлом году пользовательские платежи занимали долю всего в 2% от общей выручки компании (4,5 млн рублей). Таким образом, выручка онлайн-кинотеатра от платной модели монетизации контента выросла за год почти в 12 раз, при этом SVOD показал рост в 7 раз, а TVOD/EST — в 5 раз. Руководство Megogo связывает такой интерес к платным продуктам с нововведениями сервиса и увеличением объема библиотеки за счет мейджерских новинок и контента независимых студий.
 
 
Реклама также продемонстрировала рост — на 66%. "Несмотря на негативные макроэкономические условия, нам совместно с нашим селлером удалось существенно увеличить свои показатели по продажам рекламы в сравнении с предыдущим годом", — комментирует генеральный директор онлайн-кинотеатра Megogo в России Виктор Чеканов.
 
На вопрос "Кабельщика" о том, насколько сервис близок к получению прибыли, в пресс-службе онлайн-кинотеатра отвечать не стали, но пояснили — почему. "Мы оцениваем окупаемость не одного какого-то конкретного региона, а всей компании совокупно, потому что когда начинаешь закупать контент, ты делаешь это на все страны сразу. В этой связи воникает вопрос — как считать окупаемость конкретного региона, если статья расходов на контент фактически едина для всех стран присутствия? [Напомним, Megogo работает в 15 странах. — Ред.] Конечно, мы можем прогнозировать окупаемость для конкретных территорий и приблизительно понимаем, когда для каждой из стран это может быть достижимо, но на данном этапе мы не хотим вдаваться в такие подробности", — рассказала представитель Megogo.
 
Что касается других значимых показателей, то по итогам 2015 года объем аудитории видеосервиса на всех платформах (web, Smart TV, mobile, STB) достиг 17,2 млн уникальных пользователей в России (данные по CDN Megogo за декабрь прошлого года).
 
Добавим, что отчетов других онлайн-кинотеатров по финансовым и иным итогам 2015 года еще не было. Поэтому пока можно вспомнить разве что отчет сервиса ivi, ровно год назад заявлявшего, что по результатам 2014 года его суммарная выручка составила 728 млн рублей, из них на доходы от подписки пришлось 20% (или около 156 млн рублей).
 
В свою очередь консалтинговая компания J'son & Partners в прошлом году озвучивала прогноз, что по итогам 2015 года суммарная выручка российских онлайн-видеосервисов должна составить 8,25 млрд рублей. Этот прогноз сильно разнится с предварительной оценкой аналитического агентства "ТМТ-Консалтинг", которое считает, что рынок онлайн-кинотеатров в России по итогам минувшего года должен составить 3,6 млрд рублей. Столь ощутимый разрыв в цифрах объясняется различием в методиках подсчета — "ТМТ Консалтинг" учитывает данные исключительно "чистых" OTT-сервисов (видео и телевизионных), и не включает сюда операторские VOD-сервисы и такие платформы как "Смотрешка", доступ к которым также привязан к конкретным провайдерам.
 
По словам директора по проектам "ТМТ-Косналтинг" Елены Крыловой, в структуре доходов выручка от рекламы по-прежнему будет занимать лидирующее место, по оценкам агентства - это 2,2 млрд рублей, следовательно, на пользовательские платежи будет приходиться 1,4 млрд рублей. При этом рост рекламы в онлайн-видеосервисах, согласно предварительной оценке,  составил 30% (что выше роста за 2015 год рынка онлайн-видеорекламы в целом, который, по прогнозам Vi, составит 10-12%), а пользовательских платежей - 50%. Елена отмечает, что изначально агентство прогнозировало рост пользовательских платежей на 90%, но из-за кризиса и влияния курса валют на стоимость лицензионных прав такого роста ожидать точно не приходится. 
 
Если отвлечься от российского рынка, то можно вспомнить данные аналитического агентства Digital TV Research, прогнозировавшего, что глобальная выручка OTT TV и видеосервисов по итогам 2015 года должна составить $26 млрд (прогноз на основе данных по 64 странам), а к 2020 году - преодолеть отметку в $51,5 млрд. Разумеется, лидирующую позицию по выручке в данном секторе будут занимать США, а на втором месте расположится Китай.