Законопроект об ограничении иностранного владения значимыми информационными ресурсами, целью которого заявлено сохранение национального контроля над стратегически важной отраслью, на деле обрекают эту отрасль на гибель, пишет Forbes.

Напомним, 29 июля 2019 года депутат Антон Горелкин ("Единая Россия") внес в Госдуму законопроект, вводящий понятия интернет-ресурсов, "социально значимых для развития в России информационной и коммуникационной инфраструктуры, а также технологий обработки данных", и предусматривающий 20%-ное ограничение на участие в них иностранцев. Позже он заявил о готовности переработать его.

10 октября 2019 года в комитет Госдумы по инфополитике провел расширенное заседание, где депутаты и участники отрасли обсудили документ. Глава комитета Леонид Левин отметил, что в текущем виде законопроект несет серьезные риски для крупных игроков российского IT-рынка, и добавил, что задача комитета - поиск баланса и сближение позиций сторон. Тогда же уточнялось, что Роскомнадзор поддержал законопроект, а Минкомсвязь не поддержала, участники рынка также не поддержали. Антон Горелкин отметил, что готов переработать документ ко второму чтению с учетом пожеланий IT-отрасли.

Forbes отмечает, что создатели законопроекта и поддерживающие его эксперты ссылаются на международный опыт, однако подчеркивают, что специфика российского рынка делает инициативу опасной.

Прежде всего речь о финансировании. Отмечается, что объем финансирования, который может привлечь российская технологическая компания на внутреннем рынке, ничтожен по сравнению с возможностями международных игроков на глобальном фондовом рынке. Таким образом, закрытие доступа к международным инвестициям будет означать осложнение конкуренции и развития отрасли.

Подчеркивается, что Россия является одной из немногих стран - наряду с США и Китаем - где есть специалисты достаточно высокого уровня, чтобы развивать новые технологии, однако без иностранных инвестиций поддержать экосистему, необходимую для развития технологий России не удастся, так как ее экономика не обладает достаточной для этого мощностью, составляя всего 3,2% мирового ВВП.

Уточняется также, что в "дорожных картах" развития технологий до 2024 года в рамках программы "Цифровая экономика" прописано привлечение большого количества частных инвестиций. При этом обеспечить необходимый объем этих инвестиций без привлечения иностранного капитала будет крайне сложно.

Помимо финансовых вопросов, важен также вопрос размера внутренней аудитории. Отмечается, что в Китае, который считается удачным примером работы интернета без мирового участия, численность населения, а следовательно, и внутренняя аудитория интернета в 10 раз превышают российскую. При этом Китай обладает более мощной экономикой, и, несмотря на это, по данным Forbes, объем прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли Китая составляет более $20 млрд, то есть в десятки раз больше, чем в России.

Отмечается, что даже само обсуждение законопроекта в Госдуме привели к существенному падению акций российских IT-компаний, в частности, "Яндекса", а принятие законопроекта может отпугнуть инвесторов.

Кроме того, подчеркивается, что при нынешних формулировках документа, под его действие могут попасть не только компании типа "Яндекс" и Mail.Ru Group, но и операторы связи, банки и любые иные компании, работающие с пользовательскими данными.

Также отмечается, что в реальности не существует обратной зависимости между понятиями "национальной безопасности" и "инвестиций". Такая зависимость создана искусственно, выбранным в законе инструментом регулирования.

 

Видеоблог главреда: самые читаемые новости с комментариями


Хайпы Международного конгресса НАТ

Только завершившийся Конгресс НАТ уже успел разойтись на цитаты, термин "мутная цифровизация" ушел в народ, наконец, окончательно легитимизировав тихое роптание отрасли по поводу ФЦП. Разбираем основные темы и новости, прозвучавшие на конгрессе.