История одного кабельного оператора

12.11.2005 23:05

Вадим Баженов

Кабельное телевидение в России – довольно молодой бизнес. Моложе его, наверное, только сеть интернет. При всем желании объявить Россию родиной кабельного телевидения, следует признать, что заслуг у нас в этой сфере значительно меньше, чем у тех же США или Германии, вряд ли мы сможем тягаться в этом и с Польшей.

Что же такое "кабельное телевидение"? Для меня, знакомого с этим бизнесом много лет, настоящая сеть кабельного телевидения – это сеть общего пользования, технически и организационно направленная на доставку клиентам телевизионных каналов или контента, которого нет в открытом приеме на территории действия сети, с целью получения доходов.

Следовательно, все сети, которые охватывали десятки и сотни домов, построенные до конца 80-х годов и предназначенные для доставки эфирного ТВ-сигнала абонентам, сетями кабельного телевидения (СКТВ) считаться не могут, потому что создавались всего лишь как крупные системы коллективного приема телевидения (КСКПТ). На наш взгляд назвать эти сети чуть ли не предтечей нынешнего кабельного телевидения так же справедливо, как конные дрожки – отцом автомобиля. Кабельное телевидение появилось в России в разгар перестройки (спасибо Михаилу Сергеевичу!), когда видеопрокаты и видеосалоны заполнились пиратскими фильмами с характерным переводом.

Питательным бульоном для взрывообразного роста такого феномена, как "студии кабельного телевидения", с одной стороны, стал ничем неутолимый спрос "изголодавшегося" населения всея Руси на аудиовизуальную информацию, альтернативную соцреализму и ставшую вдруг доступной после рухнувшего "железного занавеса", и с другой – крайне ограниченные технические возможности ее получения рядовым пользователем ТВ.

Спутниковая тарелка в то время – такая же редкость, как личный самолет, как видеомагнитофон, как прогулочная яхта. Видеокассет с хорошей записью – не достать, количество доступных для просмотра телевизионных каналов — 4-5. И все это на фоне полного вакуума в сфере лицензионного законодательства и неработающего закона об авторских и смежных правах.

Этап Большого скачка

На моей памяти процесс развития кабельного ТВ в нашем городе начался в 1987 году, когда открылись первые маленькие кабельные компании. На такой город как Ч. было целых пять студий КТВ — как правило, "дворового" масштаба.

Позже появились в достаточном количестве бытовые видеомагнитофоны, а главное, на спутниках стали появляться музыкальные и прочие каналы в открытом виде, но процесс развития КТВ уже набрал обороты и принял необратимый характер.

Я склонен допустить, что часть истинно кабельных операторов организовалась в 1985-1986 годах, но это были, скорее всего, исключения – проекты, направленные на реализацию социальных программ или плановые строительства городских КСКПТ, которые к 1987 году начали обретать черты кабельных операторов, получивших хозяйственную самостоятельность.

У меня и моих друзей цель была одна – "бизнес, и никаких гвоздей!" Мы ставили видеомагнитофон, прокладывали сети в домах и подавали ежевечерне 2-3 а то и 4 фильма из ближайшего видеопроката. Попытки на первых порах использовать сети коллективных антенн (КА) не увенчались успехом ввиду их низкого качества и стандартного решения "антенна на подъезд". Посему мы довольно резво стали строить сети параллельно КА, и это помогло нам отсеивать людей, которые не желали платить дополнительные 10-15 рублей за ежевечерний киносеанс.

Первоначальный этап, который длился у нас с 1987 по 1991 год, можно окрестить как "Этап Большого скачка". Его основной проблемой была проблема цветного сигнала. Если помнят коллеги-кабельщики, в то время было три фактора технического свойства, мешающих развитию КТВ:

  • отсутствие PAL;
  • декодеров в стандартных советских телевизорах третьего и четвертого поколения;
  • отсутствие нормальных транскодеров и модуляторов для вещания на значимые расстояния в качественном виде все тех же видеофильмов;
  • отсутствие какого-либо значимого источника информации о том, как и чем строить КТВ сети.

Один из первых по-настоящему качественных сборников систематизированной нормативной документации по КСКПТ был выпущен Прейскурантиздатом в 1989 году в количестве 4000 экземпляров. Это была значимая веха в развитии КТВ.

В то время не было какой-либо активности лицензионных и контролирующих органов, и Минсвязь не присматривалась к этому источнику алчущим взглядом... Все только начиналось!

Насколько я помню, до 1990 года коллективные антенны числились в СССР по ведомству Министерства бытового и коммунального обслуживания населения России, наряду с банями и прачечными. Структуры Минсвязи СССР работали в этом направлении только на стадии проектирования и строительства, а далее отдавали в эксплуатацию бытовикам из структур типа Рембыттехника и т.п.

Строить даже параллельные сети было трудно из-за отсутствия аппаратуры и кабеля в свободном доступе. Все заводы работали только под заказ, и этот заказ должен был быть серьезным. Доставать "железки" и кабели для строительства приходилось всеми правдами и неправдами, но уже тогда все решал спрос, а спрос требовал телеканалы и телепрограммы лучшего качества, чем имелись на коллективных антеннах.

Из грязи в князи

Второй этап развития кабельных операторов начался в 1991 году и длился до 1994 года включительно. Я бы назвал этот этап "Из грязи в князи". Чем характеризовался этот этап?

В это время большинство администраций начали вводить в эфир местные телеканалы для борьбы за электорат. Это увлечение было поддержано Московскими телевизионными станциями, которые, используя спутниковую связь, двинулись в регионы, а местные телевещатели без контента и с низкими бюджетами легко соглашались на марьяжи со столичными станциями (впрочем, такая же картина наблюдалась и в радио-бизнесе). Заводилами в этом процессе были ТВ6-Москва и НТВ. Нельзя не упомянуть о чрезвычайно интересном проекте "Метеор" ("Метеор-Кино" и "Метеор-Спорт"). "Метеор" впервые в России вещал через спутник, используя цифровую передачу сигнала, специально для кабельных операторов. Это было знаковое явление – нас стали всерьез рассматривать как самостоятельную систему связи, обладающую своими специфическими особенностями - как техническими, так и потребительскими.

На спутниках появилось множество интересных каналов. Запускались новые западные спутники, зона покрытия которых медленно, но верно накрывала северо-запад России, и даже Госкомсвязь начала обновление своей системы ИСЗ "Горизонт". Кабельные операторы вступили в эру многоканального телевещания на русском языке. На приемных станциях СКТВ северо-запада России легко можно было принять от 3 до 6 телеканалов, которых не было в эфире большинства городов. В этих городах из-за ветхого парка КА и слабой мощности эфирных передатчиков местных телестанций сигнал до абонентов доходил только благодаря усилиям кабельных операторов. Именно в это время появилось массовое "пиратство" среди телезрителей, так как рядом с коллективной антенной, которая едва вещала 2-4 телеканала, находилась линия СКТВ, которая с прекрасным качеством передавала в два – три раза большее количество телеканалов.

Можно выделить следующие проблемы, сдерживавшие развитие кабельного телевидения на данном этапе:

Отсутствие доступных спутниковых антенн большого диаметра (от 3-х метров). Количество спутников в ту пору было сравнительно невелико, расположены они были крайне неудобно для приема на территории России. Таким образом, отсутствие подходящих антенн усугубляло и без того сложное положение. Ведь при аналоговом сигнале только антенны большого диаметра могли обеспечить качественный прием.

Отсутствие отечественных разработок в области кабельного телевидения в сфере радиоэлектронной техники и кабельной продукции. Фактически единственным серийным производством нормального оборудования для КТВ на постсоветском пространстве оставался Гродненский завод "Горизонт" (Беларусь). Как ни удивительно, но большим ограничением было и малое количество кнопок на российских телевизорах. Шесть и восемь кнопок на типовых российских телевизорах мешали продвигать услугу КТВ. Следует напомнить, что к 1993 году в славном городе Ч. мы предлагали 10 ТВ-каналов, из которых 6 были эфирными и 4 - спутниковыми (на одном из которых продолжали показывать рекламные ролики и пиратские фильмы).

Таким образом, основными проблемами кабельных операторов в это время были технические аспекты и контент (наполнение собственной вещательной среды телевизионными каналами).

Интересные телевизионные каналы располагались на разных спутниках и часто меняли свое содержание, а иногда и местоположение. Московские телестанции, идя в регионы, не рассматривали местных кабельных операторов в качестве сколько-нибудь значимого партнера и очень часто не разрешали передачу своих каналов через сети КТВ.

А региональные телестанции увлекались созданием собственного лица и "резали" московские каналы как хотели. Так у нас в городе на заре вещания канала ТВ6-Москва прайм-тайм был полностью перекрыт местным вещанием. И это в то время, когда клиенты требовали полноформатного московского вещания! Запуск параллельно местного варианта и оригинального канала приводил к конфликтам с местной администрацией, так как отток зрителей с местного канала был значительным (вероятно из-за низкого качества местных передач).

Размещение телеканалов на различных и в большинстве своем неудобных спутниках приводило к тому, что стоимость приемной станции и антенного поля была очень значительной, и создавать небольшие сети с многоканальным спутниковым наполнением было невыгодно. Длинные же сети городского масштаба с количеством каналов больше 20 создать на отечественном оборудовании было практически невозможно. При увеличении количества усилителей больше 12 в цепочке кабельному оператору приходилось жертвовать полосой пропускания, а следовательно, и количеством каналов.

Тут следует еще раз недобрым словом помянуть оте чественные телеприемники, у которых был закрыт для приема ряд частот, так называемые спецканалы (СК), что также ограничивало количество доступных телеканалов в нижней полосе частотного спектра СКТВ. В 47-300 МГц можно было успешно разместить 30 ТВ-каналов, реально же доступны на стандартном ТВ-приемнике были только частоты 47-64 МГц, 83-105 МГц и 174-230 МГц.

Как это ни парадоксально, для многих телезрителей в ту пору представление о "многоканальности" ограничивалось 8-10 каналами, и многие никак не могли взять в толк, что можно еще показывать/смотреть на 20-30 каналах – и это также являлось серьезным препятствием на пути развития СКТ.

К 1994 году мы работали на собственной сети, полностью параллельной КА, имея по всей сети оборудование "Горизонт" серии 100 (полоса пропускания 45-240 МГц). Вещание наше насчитывало 10 ТВ-каналов основного вещания, и мы экспериментировали еще с 4 каналами в спецдиапазоне. В эфире города в это время было только 6 телеканалов (ОРТ, РТР, Культура, 12 Канал, ТВ-6 Москва, НТВ). Стоимость абонентской платы у нас поднялась до 35 руб. Мы не могли расти только по двум причинам: река разделяла город на 3 части, и полоса пропускания сетей была ограничена.

Огромное желание увеличивать свою аудиторию приводило к самым сумасшедшим идеям. Так в 1992 году мы проложили с помощью новгородских коллег оптическую линию, соединяющую два района города, и по этой линии перегоняли собственный ТВ-канал, используя оборудование питерской компании "Дальсвязь". В1993 году мы приобрели микроволновую релейку производства белорусской компании и успешно добавили еще один канал связи с удаленным районом. Мы просто "грызли землю" в поисках возможных решений наших проблем, проявляя порой чудеса смекалки и технической дерзости.

Уже тогда, имея опыт привлечения первичных инвестиций, организовав Акционерное общество, мы подготовились к гигантскому скачку и ждали только технологической революции кабельного телевидения России. Произошла эта революция на стыке 1993-1994 годов. Тогда, в конце 1993г., один весьма уважаемый нами товарищ Олег Матвеевич Васильев "притащил" в Питер американца Аккермана с его компанией Viewsonics Inc.

Viewsonics открыла в Питере сборку абонентских ответвителей для сетей СКТВ. (80% продукции отправлялись в США). Нам эта компания привезла свой MMDS-передатчик, который мог передавать сигнал в радиусе 7 км, что покрывало весь наш город (целых 12 ТВ-каналов!), а вся полоса MMDS позволяла передать 24 полноценных ТВ-канала. Это и стало долгожданной РЕВОЛЮЦИЕЙ!

Об этом оборудовании никто не знал (да чего греха таить, мы и сами почти год не знали, как расшифровывается это загадочное MMDS). В Минсвязи на нас смотрели, как на идиотов, и мы, с легкой руки первопроходцев, "оторвав" у военных, летчиков, связистов, CЭСовцев и т.п. и пр. кучу бумажек, ввезли эту "революционную железяку" и установили у нас в городе Ч. одним зимним вечером. Как мы были счастливы!

Золотой век

Начинался 1995 год, год расцвета большинства коммерческих кабельных операторов, и MMDS-системы оказали им огромную помощь. С гордостью могу сказать, что это был первый широкополосный передатчик в России, который использовался в режиме "точка-многоточка" на 100%. (MMDS тогда использовала только компания Космос-ТВ, не разглашая ни принципов, ни названия системы, так как работа в Москве велась с использованием канальных передатчиков).

1995 -1998 год – Золотой век российского кабельного телевидения. Длился он всего три года, но эти три года были просто ураганными. В Россию хлынуло нормальное оборудование для кабельного телевидения, старые и дряхлые советские заводы, конечно же, продолжали выпускать свои изделия, но уже не были единственными игроками на рынке.

Вместе с MMDS мы притащили в свою кабельную жизнь такие "вкусности", о которых сейчас, наверное, даже неинтересно говорить, но тогда!!! Кабель со вспененным диэлектриком. В 1994-1995 годах мы закупили огромное количество импортного кабеля (спасибо фирме LANS), легкого, технологичного, с низкими потерями сигнала и с высокой линейностью. Мы стали использовать усилители на полосу пропускания 5-862 МГц, F-коннекторы, тапы и сплиттеры на 862 МГц, головные станции с двойным преобразованием частоты и с полосой действия 5-862 МГц фирмы WISI и Wavecom. Мы торжественно выкинули паяльники из сумок техников, заменили их клещами для обжима F-коннекторов и стрипперами.

Скорость нашей работы по строительству сетей выросла в 2-3 раза. В месяц мы строили двумя – тремя бригадами по 2-3 человека сети емкостью 6-10 тыс. квартир. Система MMDS помогала нам доставлять сначала 8, а потом 12 каналов, что с учетом добавления "эфирных" каналов, принимаемых на кластерной головной станции, обеспечивало доставку конечному пользователю-абоненту 20-22 каналов.

Мы шли от квартиры к квартире, с каждым днем увеличивая свой потенциал. Два преимущества современное оборудование и MMDS позволили нам за один год оснастить 7 районов высококлассными современными сетями. И за 1996 год мы заменили полностью свои старые сети с полосой 50-230 МГц на современные с полосой 5-865 МГц.

На рубеже 1995 года получили свое становление таки столпы кабельного бизнеса как UNIVERSAL Communications, LANS, Белка-ТВ, General Satellite, Контур-М. Появился первый журнал "Телеспутник", который только еще искал своего читателя и разрывался между кабельщиками и DX-пользователями. В эти годы рост кабельных сетей был настолько велик, что на нас – кабельщиков – начали обращать внимание "высоко на верху". Сети в регионах развивались бурно и требовали двух вещей - нормативной базы и нормального контента.

Помню, первыми, кто попытался довольно активно организовать кабельное сообщество, была Международная ассоциация радио и телевидения (МАРТ). С 1992 года они организовывали встречи кабельных операторов, директоров ГТРК и властных структур, поставляли первые сериалы на видеокассетах и делали много полезного, в том числе очень серьезно помогали с лицензированием. В 1996 году эстафету подхватил и дополнил господин Ющенко (компания "Телестарт"). Тогда, в 1996 году, он организовал первый съезд группы КТВ-операторов и заинтересованных лиц на Валдае.

Встречи на Валдае в 1998 году привели к организации АКТР, одним из учредителей которой была наша компания. В 1997 году при поддержке нашего основного акционера мы приступили к строительству широкополосной оптической сети в городе. Уже тогда мы начали задумываться над ограничениями MMDS (все-таки всего 24 канала) и решили продвигаться дальше. Строя сеть, соединяющую отделения местного банка, мы к этим точкам "привязывали" и свои узлы СКТВ сети. Тогда в наш профессиональный язык вошел термин HFC.

В 1998 году мы ввезли в Россию оптические передатчики и приемники фирмы ANTEC (США). Это позволило нам сэкономить (столичные поставщики сильно завышали цены на нормальное оборудование). Мы открыли для себя много нового, строя оптические сети, и главное, смогли увеличить количество каналов, передаваемых к абонентам из единого ТВ-центра, до 35. На некоторых участках сети мы тестировали свои сети на 50 ТВ-каналов и имели очень хорошие результаты. С июля 1996 года началось вещание "НТВ+" - первого платного спутникового оператора России. Используя сигнал "НТВ+" и тот факт, что большинство ТВ-пользователей все еще не могли поставить себе спутниковую тарелку, мы еще больше выиграли в борьбе за абонентов. В 1999 году мы на своей сети испытали комплект кабельных модемов передовой тогда фирмы LAN City. И хотя испытания на оптических участках дали нормальные результаты, комплект оборудования и домовые сети имели множество ограничений, не позволивших нам добавить к услугам Интернет по кабелю. Мы с удовольствием демонстрировали данное оборудование в работе на региональной выставке и получили грамоту за самую прогрессивную технологию, представленную на выставке. Тогда мы очень серьезно "напугали" зарождающихся местных "интернетчиков".

В период с 1995 года по 1999 год к нам очень часто приезжали делегации кабельщиков из разных городов. Мы также активно консультировали строительство различных сетей. Я помню, что в 1997 году нас посетило в течение года не менее 60 организаций, приезжали чуть ли ни каждую неделю. Мы старались максимально открыто показывать преимущества наших подходов, и позже я часто сталкивался с реализациями наших идей в различных частях России. Думаю, вклад нашей компании в развитие кабельного телевидения России достаточно весом, и мы можем гордиться своей работой.

Это закономерное развитие любого кабельного оператора – рано или поздно в ваших сетях должен быть Интернет и телефон

Бурный процесс развития кабельных сетей наблюдался до 1999 года и постепенно начал затихать. С 1998 года стал нарастать процесс заорганизованности кабельного движения, что сказалось на темпах развития. Большие и маленькие государственные структуры давили на больные точки кабельного телевидения, в некоторых случаях просто заставляя останавливаться любое движение.

Отсутствие нормативной документации и законодательных актов тормозило деятельность любого кабельного оператора уже на старте, и при росте бизнеса выдержать могли только устоявшиеся сети или сети с хорошими "мохнатыми лапами" в местной администрации.

Частотное распределение на MMDS стало просто "кормушкой" для различных структур. Так, для получения частотного распределения MMDS в некоторых случаях надо было заплатить от 20 до 40 тыс. долларов, так что данный ресурс для развития сетей операторам был недоступен, особенно когда стали появляться конкурсы и прочие "игры" с лицензиями. В результате в некоторых городах лицензиат MMDS, имея на руках лицензию Минсвязи, годами ничего не делал. А в это время местный кабельный оператор испытывал серьезные трудности с длинными сетями и в редких случаях осваивал оптику.

1998 -2000 годы – этап появления MSO (мультисистемных операторов – операторов, имеющих ряд СКТВ-систем). Первым на этом горизонте были такие гиганты как Метро медиа со своими операторами Комос-ТВ и АКТ (Архангельск). В 1998 году организовалась компания UCN, активно приобретавшая и строившая сети в городах России с количеством жителей от 300000 и выше. Затем появились другие компании, работающие на этом рынке (Поликом, НКС).

Мы в это время проводили расширение собственных сетей и активно сотрудничали в качестве консультантов при строительстве сетей в разных городах России. Нельзя не упомянуть о знаковом событии в кабельном бизнесе – третьем по значимости после появления MMDS и создания АКТР – это начало работы выставки CSTB в Сокольниках. До этого только Связь-ЭКСПОКОМ давала некоторую возможность встретиться кабельным операторам, но с появлением CSTB произошло множество пусть маленьких, но событий в жизни кабельного сообщества России.

В 2000 году я уже работал в одной из сетевых компаний кабельных операторов. О жизни той сети КТВ, в которой начинал, могу сказать следующее. В 2001 году сеть КТВ в нашем городе Ч. объединилась с местным частным телефонным и интернет-провайдером, и в городе образовался оператор мультисервисных сетей. Думаю, это закономерное развитие любого кабельного оператора – рано или поздно в ваших сетях должен быть интернет и телефон. Через некоторое время, используя имеющиеся и создавая новые сети, этот провайдер стал предлагать жителям города подключение к широкополосному Интернету, благо внутри оптического кольца в нашем городе используются АТМ-технологии. И сейчас в городе Ч. активно существует оператор, который составляет мощную конкуренцию местному оператору электросвязи.

Борьба за чистый флаг

Период 2000 -2004 года был переломным в жизни кабельного сообщества. Можно охарактеризовать его как "борьба за чистый флаг". В это время активно начали работать продавцы различных спутниковых каналов, причем действовали они на благодатной почве. Большинство операторов имели сети с пропусканием 25 - 45 ТВ-каналов, и природа, не терпящая пустоты, просто толкала их на заполнение этих каналов значимым содержанием. А содержание было, и очень "густое". Zone Vision и Universal вовсю предлагали операторам контракты, и операторы учились не только продавать эти каналы своим абонентам, но и адекватно платить поставщикам. Пиратская сущность и исторические корни кабельных операторов мешали этому процессу настолько сильно, что поставщикам контента не помогли никакие технические ухищрения. В этот период на спутнике семимильными шагами продвигалась "цифра". Спутники вылетали на геостационарную орбиту "пачками", диаметры приемных тарелок снижались, и даже каналы начали формироваться в удобные пакеты. Цифра же в кабельных сетях "ходила туго", и только в 2003 -2004 годах ряд проектов в крупных городах подхлестнули ее развитие.

2002 и 2003 годы запомнились мне, как годы тяжбы двух "быков" — Минсвязи и Минпечати — за кабельного оператора. Оператор в России уникально умудрился совместить в себе вещательную и связную функции. Он активно врезался в спутниковые каналы с местной рекламой и достаточно вольно относился к сетке вещания, что не нравилось ни Минпечати, ни телеканалам, активно развивающим собственную рекламную базу. Результаты этой борьбы и отдельные поединки до сих пор потрясают операторов, но в большинстве своем крупные кабельные сети регулярно начинают платить за телеканалы производителям.

Опережая и угадывая пожелания клиентов, можно перевернуть мир!

Настоящий этап истории кабельного телевидения еще не ознаменовался принятием Закона о кабельном телевидении, и следующие прорывы, скорее всего, возникнут тогда, когда будут приоткрыты или сняты барьеры с путей поступления современных систем и оборудования.

Сейчас основные производители современного оборудования даже не рассматривают Россию в качестве активного рынка потребления широкополосных систем. Нам приходится довольствоваться китайскими и Европейскими "железками", цены на которые из-за сдерживающей налоговой политики далеки от идеала. Российские же разработки в этой области до сих пор оставляют желать лучшего, особенно при выходе на серийное производство. Я думаю, что конвергенция сетей HFC и Wireless-технологий могут подтолкнуть кабельного оператора в нужном для клиента направлении.

В 2005 году прослеживается обострение внимания к кабельным сетям со стороны телекоммуникационных гигантов, ведь только СКТВ в настоящий момент создали и расширили клиентские базы, по объему и качеству не уступающие сотовым сетям.

Именно этот огромный потенциал СКТВ сегодня используется в лучшем случае на 20%. На развитие потенциала собственных клиентских сетей следует направить усилия кабельному сообществу. Но, увы, на сегодняшний день практически все СКТВ-операторы сконцентрированы на технологических, правовых проблемах и, отчасти, на проблемах содержания каналов. Очень редко можно встретить оператора, который не на словах, а на деле действует, опираясь на пожелания клиентов. Опережая и угадывая эти пожелания, можно перевернуть мир.

В заключение могу сказать, что данная статья лишь открывает вершину айсберга истории кабельного телевидения в России. Такие аспекты, как история развития клиентских отношений, генезис правовых аспектов деятельности операторов, история формирования собственного отраслевого звучания остались за рамками монолога, и это совсем другие истории...