Контент телеканалов на интернет-платформах

11.01.2021 13:21

В 2019—2020 годы произошел бум на рынке онлайн-видеосервисов. Исходя из данных Telecom Daily, по итогам I полугодия 2020 года общая выручка российских онлайн-видеосервисов составила 18,6 млрд рублей, что на 56% больше, чем годом ранее. Аудитория ОТТ-сервисов, которые принадлежат операторам платного ТВ, по оценке J’son & Partners, по итогам 2019 года составила 1,9 млн человек. В 2020 году также был принят реестр аудиовизуальных сервисов, чьи приложения должны будут в обязательном порядке устанавливаться на ввозимую электронику. В общем, рынок ОТТ-платформ и видеосервисов растет огромными темпами. И ни телеканалы, ни операторы не хотят отказываться от своего куска в этом пироге.

Антон Коньшин, директор департамента развития и дистрибуции "Ред Медиа": "Телеканалы дистрибуционного пакета "Ред Медиа" (входит в ГК ГПМ КИТ в составе "Газпром-медиа") присутствуют практически на всех легальных OTT-платформах. Качественный контент всегда востребован, и в данном случае мы рассматриваем сотрудничество с OTT-сервисами как дополнительный способ доставки каналов до абонента. Рынок OTT растет очень быстро. Зрители готовы платить за удобство и экономию времени, и в будущем эта тенденция будет только набирать обороты".

Пресс-служба ПАО "Ростелеком": "Если телеканалы хотят увеличивать свою базу в платном ТВ, им важно договариваться о сотрудничестве с растущими сегментами и операторами".

Мы попытались разобраться и структурировать все многообразие предложений телеканалов на ОТТ-платформах.

Собственные платформы телеканалов

Недавний яркий пример компиляции телеканалов и онлайн-платформы стал сервис "Смотрим" от ВГТРК. Он состоит из онлайн-кинотеатра, новостного портала и библиотеки подкастов. Контент платформы разбит на три основных раздела: информационный, развлекательный и потоковое вещание всех телеканалов и радиостанций ВГТРК. Примечательно, что некоторые оригинальные фильмы, сериалы и ток-шоу, выпускаемые холдингом, будут появляться на платформе раньше, чем в телевизионном эфире.

Но о создании площадок с собственным контентом телеканалы заботились и раньше. Вот несколько примеров.

В 2018 году "Газпром Медиа" запустил сервис Premier (первоначально "ТНТ Premier").  Платформа сразу заявила о себе громкими премьерами — сериалами "Домашний арест" и "Звоните ДиКаприо". Основная идея сервиса — трансляция контента, созданного исключительно для платформы или с правом первого показа до телепремьеры. Но на платформе также доступны наиболее интересные проекты телеканалов ТНТ, ТВ-3, ТНТ4, 2х2, "Супер" (который скоро станет "Субботой"). Есть и спортивный контент — прямая трансляция каналов "Матч ТВ" и "Матч Страна".

В 2019 году Национальная медиагруппа и "СТС Медиа" запустили платформу more.tv, которая стала заменой сервису "Видеоморе". Кроме оригинального контента more originals, на платформе выложен популярный контент "СТС медиа", контент платных телеканалов, дистрибуцией которых в России занимается НМГ, также на сервисе есть трансляция телеканалов первого и второго мультиплексов и нескольких платных телеканалов.

 

Свой видеосервис — "Кино1ТВ" — еще в 2015 году запустил "Первый канал". На сервисе из телеконтента доступны премьеры "Первого" и телеканалы "Цифрового телесемейства". Кроме того, сервис предоставляет доступ к фильмам и сериалам от "Амедиатеки".

При этом недавно на конференции TV2B Константин Эрнст усомнился в правильности политики онлайн-платформ, направленных только на съемку и трансляцию сериалов: "Интернет-компании хантят много людей из медиа, снимают собственные сериалы. Но не учитывают тот огромный опыт и экспертизу, которые накопили классические телеканалы. Потому что если посмотреть на модель классического телеканала, то сериалы вовсе не основа нашего бизнеса. Более того, сериалы в стиле HBO интересны лишь 5−7% населения, на них невозможно вернуть деньги".

Из неэфирных каналов хочется отметить сервис VIP Play, запущенный в 2017 году, когда компания Viasat объединила на одной площадке пакет телеканалов и онлайн-кинотеатр. На платформе есть трансляция всех линейных каналов семейства Viasat.

Собственные платформы операторов

В 2019 году операторы сконцентрировались на создании ОТТ-приложений, как альтернативе доставки контента до абонента. Все крупные операторы платного телевидения — "Триколор", "Орион", "Ростелеком", "НТВ Плюс",  МТС  — уже создали свои ОТТ-платформы. Помимо библиотеки контента везде есть эфир телеканалов.

Пресс-служба "Ростелекома": "Ростелеком" развивает единую мультимедийную платформу Wink как для IPTV, так и для OTT. В настоящее время на рынке растут как раз только IPTV и OTT-сегменты, в то время как абонентские базы спутникового и кабельного телевидения стагнируют или снижаются. IPTV и OTT дают абонентам все более востребованные интерактивные возможности, включая паузу, перемотку, просмотр из архива и другие.

Без учета региональных в Wink транслируется 330 каналов. Технических ограничений по количеству каналов у нас нет. Мы открыты к переговорам. Новые телеканалы, как правило, начинаем транслировать в тестовом режиме, чтобы оценить востребованность и собрать обратную связь. На основании полученных рейтингов договариваемся о дальнейшем сотрудничестве или прекращении оного".

Елена Ячменникова, директор по развитию ГК "Орион": "На нашей платформе доступно порядка 120 телеканалов в нескольких тематических пакетах. Но основной акцент мы делаем не на телеканалах, а на контенте. Зрителям мы предлагаем в первую очередь подключать бандлы: телеканалы + библиотеки контента. Мы уверены, зритель выбирает не сервис, а фильм, не телеканал, а конкретную программу. Наша задача сделать выбор простым, удобным и быстрым".

Онлайн-кинотеатры

Еще несколько лет назад писали, что онлайн-кинотеатры убьют традиционное телевидение. Тем не менее, ОТТ-сервисы сами занимаются вещанием телеканалов. Пакеты телеканалов есть у ivi и на Megogo, трансляция телеканалов первого и второго мультиплексов, за некоторыми исключениями, доступна бесплатно и без подписки.

Эльвира Дмитриевская, директор по лицензированию ivi: "Недавно мы обновили раздел ТВ+, теперь помимо ТВ-каналов, трансляций российских и европейских футбольных матчей и спортивных онлайн-тренировок, подписчикам сервиса доступны лучшие документальные фильмы со всего мира (включая контент National Geographic и BBC) и развлекательный контент для всей семьи. Раздел "ТВ+" пополнился развлекательными и лайфстайл-ток-шоу, а также кулинарными, игровыми шоу и передачами о путешествиях. Раздел "ТВ+" будет ежедневно пополняться топовым телевизионным контентом, документалками и программами для детей. Сейчас в "ТВ+" входит семь тематических подразделов: ТВ-каналы, "Дети", "Спорт", "Документальное", "Развлекательное", "Лайфстайл" и "Фитнес". Что касается ТВ-каналов, на данный момент их 56, и в ближайшее время их количество будет увеличиваться".

Также не стоит забывать о сервисах, специализирующихся именно на интерактивном ТВ: Vintera, ShowJet, "Смотрёшка" и "24ТВ".

Борьба за эксклюзив

В последнее время не только контент телеканалов стал "перетекать" на онлайн-платформы, но и телеканалы начинают покупать контент онлайн-кинотеатров на эксклюзивных условиях.

И речь не идет о видеосервисах, аффилированных с каналами, про которые мы писали выше. В мае 2020 "Кинопоиск HD" продал каналу ТНТ права на свой сериал "Проект "Анна Николаевна". А летом этого же года канал СТС купил у сервиса Okko права на показ сериалов "Нагиев на карантине" и "Любовь в нерабочие недели".

Здесь, как говорится, "будем посмотреть". С одной стороны, продажа эксклюзивных прав телеканалам — это дополнительная монетизация, с другой — потеря эксклюзивности, и, соответственно, аудитории.

Но количество ОТТ-платформ на сегодняшний день таково, что им скоро придется биться за абонента. И эксклюзивный контент должен стать точкой притяжения.

Елена Ячменникова: "Для эксклюзивного вещания телеканалов у операторов должен быть заключен договор, в котором вопрос эксклюзива четко прописан, но такая ситуация на рынке встречается довольно редко, поскольку большинство участников заинтересованы в максимальном охвате аудитории. Однако стоит отметить, что на сегодняшний день среди онлайн-кинотеатров только в "Телекарте" представлен телеканал Timeless Dizi Channel, который ГК "Орион", являясь эксклюзивным дистрибьютором телеканалов SPI International на российском рынке, запустила в середине ноября".

Пресс-служба "Ростелекома": "У нас есть эксклюзивные телеканалы — "Страшное HD",  Eurosport Gold, Golf TV, UFC ТВ (последний на эксклюзиве в сегменте IPTV/кабельного телевидения)".

Эльвира Дмитриевская, директор по лицензированию ivi: "Мы постоянно предлагаем зрителям эксклюзивный контент от телеканалов. Так, совсем недавно нашим зрителям был доступен эксклюзивный просмотр 2-го сезона популярного шоу "Модель XL", мультфильмы телеканала "Карусель" "Фееринки", "Зебра в клеточку", "Приключения Пети и волка" и другие проекты.

Более того – премьера нового обучающего мультсериала "Бодо Бородо", релиз которого ожидается на "Карусели" в январе, уже состоялась именно на ivi."

Ничего не будет — "Витрина", одна сплошная "Витрина"

По мнению некоторых экспертов, на рынок ОТТ-сервисов может оказать негативное влияние закон о едином поставщике контента, которым, как предполагается, станет "Витрина ТВ". Операторы связи даже направляли письмо главе комитета Госдумы по информполитике Александру Хинштейну с просьбой рассмотреть "альтернативное техническое решение" для распространения телеканалов в интернете.

Одним из самых яростных противников "Витрины" является "Триколор", который исключил из пакета онлайн-вещания телеканалы ВГТРК ("Россия 1") и НМГ (СТС, "Домашний", "Рен ТВ", "Пятый канал", "Че", "СТС Love" и "Известия").

Тем не менее, к "Витрине ТВ" уже подключено 85 площадок, включая "Ростелеком", "НТВ-плюс", Megogo, ivi, more.tv и другие. А в 2020 году платформа сама запустила B2C-сервис, где можно смотреть прямой эфир 15 каналов. Помимо каналов учредителей (НМГ, ВГТРК и "СТС Медиа") на сайте доступны телеканалы ТВЦ, "Мир", "Спас", "Звезда" и "Муз ТВ" ("ЮТВ Холдинг"). И эо предложение может удовлетворить потребности непритязательного зрителя, что, безусловно, повлияет на дальнейший рост рынка.

Тем не менее, к 2024 году компания J’son & Partners прогнозирует рост ОТТ-рынка до 3,9 млн человек. Поэтому телеканалам и операторам просто необходимо здесь занять свое место. Но обилие платформ, стремление медиахолдингов создавать еще и свои сервисы, несовершенство законодательной базы не могут не настораживать. Скорее всего, ближайшие несколько лет этот рынок будет меняться, перекраиваться, пока не вырастет во что-то удобоваримое для пользователя. Но разделять телевизионный рынок и рынок видеосервисов, а, соответственно, и рассуждать на тему, кто кого победит, скоро не придется, так как медленно и верно эти рынки сливаются в единый.

Об авторе

Анна Заварзина
Обозреватель