Медиахайпы 2018 года. Часть 2

28.01.2019 17:28

Май

Новый министр

В мае отрасль получила нового министра. На должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Медведев взамен Николая Никифорова предложил кандидатуру Константина Носкова. Путин ответил, что со всеми предложениями главы правительства согласен, и подписал указ о назначении.

С 2012 года Константин Носков работал руководителем Аналитического центра при правительстве. Центр занимается оперативным информационно-аналитическим сопровождением и экспертной поддержкой деятельности кабмина по основным вопросам социально-экономического развития страны в многочисленных сферах, в частностиинформационныхтехнологий, инноваций и др.

Константин Носков

Прекращение работы Moyo-TV

1 мая прекратил работу проект Moyo-TV. На странице сервиса в социальной сети Facebook было опубликовано сообщение о закрытии. При этом важно отметить, что оставшаяся команда сервиса не бросила своих зрителей, а предложила альтернативу использования приставки MOYO Smart Box – переход на сервис "Интерактивное ТВ 2.0" от Ростелекома. Владельцы же телевизионных приставок Moyo могли продолжить пользоваться своими устройствами только в качестве локального медиаплеера.

Проект Moyo.TV был запущен в коммерческую эксплуатацию в 2015 году. Сначала представили продукт для B2B сектора, чуть позже для B2C. В рамках B2C продукта Moyo.TV организовал доступ к нескольким десяткам телеканалов, разделенным по тематическим пакетам, онлайн, а также специализированным VoD приложениям отдельных телеканалов. Спустя два года – 1 января 2017-го – проект сообщил, что замораживает свою работу.

Жаров и Telegram

Одной из самых читаемых новостей мая 2018 года стало известие о том, как глава Роскомнадзора Александр Жаров в беседе с главным редактором радиостанции "Говорит Москва" Сергеем Доренко во время парада Победы на Красной площади сообщил, что с ним можно связаться через мессенджер Telegram. Когда журналист спросил Жарова, можно ли написать ему сообщение в Telegram, тот ответил: "Запросто".

Напомним, суд постановил заблокировать мессенджер 13 апреля 2018 года. Попытки Telegram обойти блокировку, меняя IP адреса, привели к тому, что Роскомнадзор начал стихийно блокировать целиком подсети, содержащие IP адреса мессенджера. Сообщалось о блокировке нескольких миллионов таких адресов, в результате чего регулятор получил порядка 46 тысяч жалоб на неправомерное ограничение доступа к "добропорядочным" ресурсам.

Нельзя не отметить тот факт, что большинство пользователей продолжают беспрепятственно пользоваться Telegram – ни решение суда, ни повальные блокировки IP адресов не повлияли на ситуацию с использованием мессенджера. Собственный Telegram канал – "Официальный Жаров" – имеется и у руководителя Роскомнадзора (весьма интересный и вполне неформальный, кстати. Рекомендуем!)

Законопроект о "22-й кнопке"

В мае 2018 года экспертам Госдумы был представлен законопроект о закреплении "22-й кнопки" за муниципальными каналами. Ранее президент Владимир Путин выдал поручение правительству рассмотреть целесообразность подобного нововведения со сроком до 1 июля 2018 года. Документ предлагал ввести понятие "обязательный общедоступный телеканал муниципального образования"и предоставить таким каналам 22-ю позицию в сетке вещания на территории муниципального образования. Основной критерий, по которому муниципальные каналы смогли бы претендовать на кнопку, остался таким же, как и для телеканалов субъектов РФ: эфир должен на 75% состоять из национальной продукции – программ на языках народов России, которые созданы гражданами РФ. Муниципальные телеканалы должны будут выделить не менее 50% эфирного времени в своих информационных программах на освещение местных тем. При этом доля информационных, информационно-просветительских и информационно-аналитических программ должна будет занимать не менее 15% вещания. По итогам обсуждения члены экспертного совета и представители муниципальных телеканалов решили поддержать законопроект и следующим этапом провести консультации с Минкомсвязи России.

Однако вопрос о 22-й кнопке пока повис в воздухе. В последний раз бурные дебаты на этот счет были во время осеннего конгресса НАТ – собственно, вещатели и операторы остались каждый при своем.

Июнь

Трансляции 4К-каналов

Главное спортивное событие года в России стало основным двигателем для другого важного события телекабельного рынка – Первый канал и "Газпром медиа холдинг" запустили трансляции 4К-каналов "Первый 4К" и "Матч Ultra". Помимо сверхчеткого изображения "Первый 4К" отличался еще и использованием технологии пространственного звучания Dolby Atmos. 

Что касается "Матч Ultra", изначально предполагалось, что канал не будет распространяться в иные спутниковые и кабельные сети и его смогут увидеть только абоненты "Интерактивного ТВ" от Ростелекома. Однако позже его смогли ввести в свои сети и другие операторы.

Совместное предприятие НМГ и "Ростелекома"

В июне холдинг "Национальная медиа группа"(НМГ) и федеральный оператор "Ростелеком" объявили о создании совместного предприятия в области производства и дистрибуции контента. СП создано на паритетных началах – 50/50%. Предполагалось, что компания будет производить и закупать контент, запускать совместные каналы, заниматься дистрибуцией собственных и сторонних каналов. Возглавил компанию Александр Косарим, отвечающий в "Ростелекоме" за контентную политику. Первым шагом в рамках СП должно было стать создание направления по дистрибуции каналов – отмечалось, что уже достигнуты предварительные договоренности с рядом крупных игроков. Их имена не называются, но каналы, дистрибуцию которых на территории России осуществляла НМГ (каналы семейства "Медиа Альянс", Viasat, Sony Pictures), должны остаться за периметром работы СП. Речь идет о начале дистрибуции новых каналов, не входящих в действующие партнерства НМГ.

Одним из первых приобретений новой структуры называют группу телеканалов Fox– входящие в нее телеканалы National Geographic, Nat Geo Wild, Foxи Fox Life менеджеры СП уже начали предлагать кабельным операторам. При этом действовавший на момент подписания номера в печать многолетний дистрибутор и партнер этих каналов, компания "Телко Медиа", никаких писем о расторжении дистрибуционного договора не получала. Ожидается, что эта щекотливая ситуация разрешится в начале 2019 года.

Совместный проект НМГ и "СТС Медиа"

И еще один июньский инфоповод от НМГ, на этот раз совместно с "СТС Медиа". Компании объявили о создании единой онлайн платформы для дистрибуции видеоконтента. Планируется, что сервис More.TV станет виртуальным оператором ТВ и VoD контента как бесплатно по рекламной модели (AVoD), так и с помощью платной подписки (SVoD). Контент More.TV будет доступен на сайте, в мобильных приложениях, Smart TV и на приставках – пользователи получат универсальный доступ ко всем платформам. Модель работы More.TV также предоставит возможность интеграции в приставки ТВ операторов и ОТТ решения мобильных операторов.

Этот проект повлек за собой в том числе и кадровые перестановки на рынке – возглавил компанию экс-генеральный директор "Амедиа-ТВ" Денис Горшков. К слову, позднее в компанию на пост директора по продукту пришел Георгий Прутковский, покинувший "Триколор ТВ". А осенью к команде также присоединились Ксения Савельева и Милана Богатырева, обе из "Амедиа-ТВ".

Запуск проекта запланирован на весну 2019 года.

Прекращение трансляций ivi

Онлайн кинотеатр ivi, который запустил вещание ТВ на своей платформе, приостановил трансляции некоторых федеральных каналов. Таким было требование медиахолдингов, которые оказались недовольны, что трансляции начались в рамках платного пакета, но без прямого договора – весь телевизионный пакет ivi предоставляет Ростелеком. В частности, речь шла о каналах СТС и "Домашний" из "СТС Медиа", а также "Рен ТВПятом канале из НМГ. Каналы потребовали отключить их сигнал на платформе с 30 мая и в дальнейшем договариваться о трансляциях напрямую с проектом "Витрина ТВ", в рамках которого специально создан плеер для распространения и монетизации контента федеральных каналов в интернете. ivi выполнил требования и начал диалог с "Витриной ТВ".

Спустя четыре месяца большинство телеканалов вернулось в онлайн кинотеатр – ivi открыл доступ к их линейному сигналу, но уже без партнерского участия Ростелекома. Чуть позже Первый канал также вернулся на ivi, однако каналы ВГТРК по состоянию на конец декабря еще не были представлены в каталоге кинотеатра.

Июль

Кадровые перестановки

Максимальный рейтинг популярности в июле набрали статьи о кадровых перестановках рынка медиа и телекоммуникаций. К команде Life Stream ("Смотрёшка") присоединилась Марина Левочкина в качестве управляющего директора. В ivi начал работу Сергей Ставропольцев, он возглавил новое направление – розничную дистрибуцию.

Изменения произошли в команде Fox Networks Group RussiaТатьяна Павлова была назначена директором по развитию и на этом посту сфокусируется на развитии новых направлений компании, включая Nat Geo Partners, в СНГ, Украине, странах Балтии, Молдове и на Кавказе.

МГТС обновила руководящий состав после назначения Алексея Корни на должность президента группы МТС. Чуть раньше в компании сменился генеральный директор – вместо Андрея Ершова, занимавшего эту должность более пяти лет, пост занял экс-президент АО "Ситроникс" (входит в АФК "Система") Павел Кузнецов. Вместе с Ершовым компанию покинул директор по продажам и обслуживанию Герман Юртаев, на место которого пришел Алексей Назаров из ТТК. И последняя потеря компании – Дмитрий Кулаковский, который занимал позицию директора по маркетингу и развитию бизнеса.

Директором по контентной политике в компании Viasat стала Софья Квашилава, которая до этого работала в онлайн кинотеатре ivi в должности директора по контенту и контентному маркетингу. (Уже к концу года Софья покинула Viasat и перешла в Rambler Group).

МТС раскрыла данные

Впервые с момента запуска проекта МТС раскрыла данные абонентской базы спутникового ТВ. Число абонентов спутникового ТВ от МТС составило 500 тысяч по итогам IIквартала 2018 года. Рост – 180% по сравнению с тем же периодом 2017-го и 32,4% по сравнению с концом 2017-го. В ряде регионоврост был еще более значительным. Например, за 12 месяцев число подписчиков в Забайкальском крае выросло на 270%, в Свердловской области – на 200%, в Краснодарском крае – на 180%. В МТС объясняют успех разветвленной сетью точек продаж, доступными ценами на услуги, а также объемным пакетом каналов (более 200 в общей сложности). По оценкам TelecomDaily, с учетом "спутниковых абонентов"число пользователей платного ТВ от МТС составило 3,32 млн, из которых 2,82 млн подключены по фиксированной сети связи. Таким образом, МТС сместили "Орион" в пятерке крупнейших операторов и переместились с 5-го на 4-е место.

Август

Запуск ТНТ-Premier

16 августа состоялся запуск OTT платформы ТНТ-Premier холдинга "Газпром-медиа". На ней будут собраны лучшие проекты развлекательных телеканалов ТНТ, ТВ-3, ТНТ4, "2×2"и "Супер". Планировалось, что новые сезоны шоу и сериалов окажутся эксклюзивно доступны только на платформе по модели catch forward – до выхода в телеэфир. Первым эксклюзивом стал ТНТ "Домашний арест". Первый цифры, которые озвучил сервис спустя месяц после запуска, – более 500 тысяч скачиваний приложения, 4 млн просмотров за месяц.

Борьба с пиратством

Крупнейшие медиахолдинги, в том числе "Газпром-медиа", "Национальная медиа группа" (НМГ) и Первый канал, убрали трансляции своих телеканалов из сервиса "ТВ онлайн" на главной странице Яндекса. Цель шага – заставить компанию убрать из поисковой выдачи пиратские сайты. Только в этом случае холдинги будут готовы вернуть контент обратно.

В начале лета, напомним, сразу несколько организаций, в том числе Медиакоммуникационный союз (МКС), Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), ассоциация "Интернет-видео" и некоторые другие написали коллективное письмо Яндексу. В нем они потребовали удалить ссылки на пиратские сайты. Поисковик ответил, что его работа соответствует законодательству в каждой стране присутствия, а сама компания выступает за "честный интернет".

Это событие стало одним из основополагающих в цепочке, которая привела к одному из главных медиахайпов года – подписанию антипиратского меморандума. Но об этом чуть позже.

Следующим шагом со стороны вещателей стало заявление телеканалов ТНТ, ТВ-3, "2×2"и "Супер", входящих в холдинг "Газпром-медиа", в Московский городской суд с требованием принять предварительные обеспечительные меры к ресурсу Яндекс. Причина – в поисковой выдаче предлагались ссылки на пиратские сайты, где нелегально размещены сериалы "Домашний арест", "Вне игры", шоу "Мистические истории"и анимационный сериал "Осторожно, земляне". Суд удовлетворил заявления телеканалов и направил определения на исполнение Роскомнадзору.

Регулятор дал поисковику время до вечера 30 августа для того, чтобы тот удалил нелегальный контент телеканалов "Газпром-медиа".

Поисковик в итоге заявил, что по-прежнему не согласен с требованиями, но решил удалить все ссылки на спорный контент. Ирония ситуации состояла в том, что из выдачи исчезли и ссылки на новый легальный видеосервис ТНТ-Premier. Яндекс объяснял, что не может проверять каждую ссылку: ведет она на легально размещенный контент или нет?

Тем не менее Роскомнадзор не нашел оснований для ограничения доступа к сервису Яндекс.Видео.

Навязывание базового пакета "Триколором"

Арбитражный судв Санкт-Петербурге постановил, что абоненты"Триколора"("Триколор ТВ"летом выбросил из названия "ТВ", тем самым обозначив свою мультиплатформенность) могут подключать необходимые им телеканалы без подключения к базовому пакету. Регулятор решил, что условие доступа к каналам только после подключения к базовому платному пакету ущемляет права пользователей. По мнению ведомства, оператор должен давать возможность подключать отдельные пакеты, которые сейчас считаются дополнениями к обязательному базовому, например "Детский", "Ночной", футбольные пакеты и т.п. Обязывая абонента подключать базовый пакет, "Триколор" тем самым навязывает услугу. Компанию обязали выплатить административный штраф в размере 14 тысяч рублей. Оператор обжаловал решение Роспотребнадзора в арбитражном суде. Он отстаивал позицию, что плата за доступ к вещательной платформе является своего рода аналогом платы за пользование абонентской линией. Однако суд возразил, что услуга по подключению оборудования пользователя к сети связи оказывается и оплачивается однократно. Стоит отметить, что в 2015 году "Триколор"уже становился фигурантом аналогичного дела в Санкт-Петербурге. Тогда суд также согласился с тем, что навязывание базового пакета является ущемлением прав пользователей.

Продолжение следует...

Об авторе

Юлия Мишкуц
эксперт, член жюри отраслевого конкурса "Большая цифра"