Медиахайпы 2018 года. Часть 3

Сентябрь

Уголовное дело Бронникова

Позволим себе отметить, что такого "дела" рынок еще не видел. Сотрудники экономической полиции Санкт-Петербурга 11 сентября задержали заместителя директора по контенту оператора "Триколор" Владимира Бронникова. Против него было возбуждено уголовное дело по факту коммерческого подкупа – следствие обвинило менеджера в получении взятки в размере 4 млн рублей.

Инициатором следственных действий стал телемагазин "Бум ТВ". По версии следствия, Владимир Бронников получил взятку как раз за протекцию заключения договора между "Национальной спутниковой компанией" и телемагазином "Бум ТВ" – он действительно был включен в пакет "Триколора" в августе 2018 года.

Напомним, что телемагазин "Бум ТВ" – совместное предприятие южнокорейской компании GS Home Shopping Inc и "Ростелекома", где 60% принадлежат "Ростелекому", а 40% – GS Shop (соотношение учредителей в СМИиное: 80% – Ростелеком, 20% – GS Shop).

Так или иначе, по мнению редакции, предложить дать взятку дочерней структуре "Ростелекома" мог только настоящий победитель премии Дарвина.

Фотография с презентации "Ростелекома"

Ребрендинг "Ростелекома"

В сентябре оператор "Ростелеком" презентовал новые цифровые сервисы и тарифные линейки, а также объявил о ребрендинге, на который в целом планируется потратить более 750 млн рублей. Новая стратегия компании предусматривает цифровую трансформацию из оператора услуг связи в IT-компанию, которая предоставляет цифровые сервисы. В рамках этой стратегии РТК запустил новую мультимедийную платформу Wink – новый этап развития услуги "Интерактивное ТВ". Wink объединяет мобильное приложение, веб-портал и приложение для Smart TV. На платформе представлено более 200 телеканалов, более 12 тыс. фильмов и эпизодов сериалов, а также дополнительные сервисы, такие как пауза, перемотка, "родительский контроль".

Изменения в бизнесе компании привели к необходимости обновления позиционирования и брендинга. "Ростелеком" зарегистрировал новый логотип – ленту с фиолетовой и оранжевой гранями.

Недоотчетность операторов

Вопрос некорректности отчетов и недополучение телеканалами лицензионного вознаграждения обсуждаются на рынке на постоянной основе. Расхождение реальных цифр и операторских отчетов подтверждаетcя проводимыми аудитами. Тайное становится явным и после всевозможных M&A сделок – как только приобретенная компания интегрируется в большую сеть, купленная абонентская база по понятным причинам обеляется, и всплывает на поверхность факт недоотчетности.

В сентябре Минкомсвязи выразило готовность совместно с отраслевыми ассоциациями выработать систему для проверки абонентских баз кабельных операторов и публикации верифицированного числа абонентов – об этом заявил замглавы министерства Алексей Волин на круглом столе Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) в Челябинске. Второй вопрос, который волнует вещателей во взаимоотношениях с кабельщиками, – ценообразование. Представители телеканалов попросили Минкомсвязи и Роскомнадзор сформировать правила игры хотя бы для региональных вещателей. По поводу ценообразования Волин отметил, что министерство сможет помочь вещателям с крупными операторами, такими как МТС, "Эр-Телеком", "Ростелеком", однако с небольшими городскими компаниями дело обстоит труднее.

Вопрос проверки достоверности отчетов, механика сбора данных и прочие нюансы возможного процесса пока не предлагались и не обсуждались.

Медников покинул ВГТРК

Еще один HR-хайп – заместитель гендиректора ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"(ВГТРК) по развитию Дмитрий Медников покинул холдинг и вообще вещательную отрасль 1 сентября. В последние годы Медников активно занимался развитием тематических каналов в рамках СП с "Ростелекомом" (АО "Цифровое телевидение"). Топ-менеджер сообщил, что станет владельцем и руководителем инвестфонда "Эквити-Алгоритм", куда будут привлекаться как российские, так и зарубежным инвесторы. Сейчас идет регистрация юридического лица этого фонда. Приоритетами "Эквити-Алгоритма"станут проекты, связанные с новыми экологическими технологиями, а также "поиск талантов".

Дмитрий Медников

Октябрь

Уход Семерикова из "Эр-Телекома"

Октябрь ознаменовался уходом Андрея Семерикова с поста гендиректора "ЭР-Телеком". Обязанности генерального директора перешли к президенту компании Андрею Кузяеву. Стоит отметить, что Кузяев занял этот пост в 2015 году, а ранее его занимал Семериков. На посту генерального директора Андрей Семериков находился с 2001-го. В его обязанности входило управление операционной деятельностью компании.

Чуть позже компания "ЭР-Телком Холдинг" объявила о трансформации организационной модели. В целях обеспечения комфорта клиентов и фокуса на создании и развитии новых цифровых продуктов в компании были созданы два подразделения: первое будет отвечать за продажи, подключение, сервис и работу филиалов, а второе – за маркетинг и продвижение продукта. Операционным директором назначен Александр Мотрич, директором по маркетингу и продукту В2С Андрей Чазов. Оба – топ-менеджеры "Эр-Телекома" со стажем.

Горячев оставил пост директора по контенту "Триколора"

Следующая новость формально не являлась продолжением нашумевшей истории сентября с коммерческим подкупом и арестом сотрудника "Триколора" Владимира Бронникова, но пришла из того же кабинета: пост директора по контенту оставил Михаил Горячев, бывший начальник подследственного.

Официальная формулировка – "по соглашению сторон". Напомним, Михаил Горячев пришел в "Триколор" в январе 2014 года, до этого много лет проработал в МТС. В зону его ответственности входили формирование контентной политики "Триколора", запуск новых контентных предложений. Дважды за эти годы Горячев признавался коллегами по цеху лучшим программным директором отрасли – призером премии "Альтернатива". В этом же году ему была вручена ведомственная награда Минкомсвязи за вклад в развитие телекомотрасли. Его полномочия перешли к Арсену Хомутову, ранее возглавлявшему Дирекцию по производству телеканалов Триколор ТВ.

Напомним, что в апреле в Триколор пришел Николай Орлов. Он был назначен на должность заместителя генерального директора "Триколор ТВ" по контентной политике. Это новая позиция в компании, в рамках которой Дирекция по контенту была подчинена Орлову.

"Синема Стар" и "Формула кино" переименованы в Okko

Слово "кино", содержащее символ бренда Оkkо – букву о с тремя точками сверху

Подробнее: http://www.cableman.ru/content/kinoteatry-sinema-star-i-formula-kino-budut-pereimenovany-v-okko

Кинотеатры "Синема Стар" и "Формула кино»"будут переименованы в Okko – по крайней мере об этом было заявлено в октябре минувшего года. Эта активность предусмотрена долгосрочной стратегией развития группы, цель которой – к 2021 году построить на базе текущих активов крупнейшую в России экосистему медиа и развлечений. "Ядром"экосистемы будет онлайн и офлайн видеоконтент. Он также станет одним из ключевых драйверов роста доходов группы, в том числе за счет запуска нового продукта – ежемесячной платной подписки на экосистему. Подписка будет включать и определенное число посещений офлайн кинотеатров, и доступ к контенту онлайн кинотеатра. Внедрение нового бренда планируется осуществлять поэтапно. Первый этап ребрендинга продлится до конца I квартала 2019 года.

Напомним, что в августе прошлого года Okko также запустил совместный проект с сервисом "Рамблер/касса". В рамках него зрители премьер, купившие билет в кино через "Рамблер/кассу", получают доступ к копии фильма в Okko или серии фильмов, если лента является продолжением франшиз. Проект был рассчитан на зрителей традиционных кинотеатров.

Ноябрь

Подписание меморандума

1 ноября 2018 года случилось, пожалуй, одно из важнейших событий для Рунета – правообладатели и операторы поисковых систем подписали меморандум о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий. Со стороны правообладателей к подписанию документа присоединились ассоциация "Интернет-видео", ассоциация продюсеров кино и телевидения, "Газпром-медиа холдинг", "Национальная медиа группа", Первый канал, ВГТРК, "СТС Медиа"и "Кинопоиск". Операторы поисковых систем и владельцы интернет-ресурсов Яндекс, Рамблер интернет холдинг, Руформ, Мэйл.Ру, действуя от своего имени и от лица владельцев сервисов Одноклассники и ВКонтакте, подписали меморандум с другой стороны. Меморандум предполагает создание реестра с пиратскими ресурсами. Все администраторы интернет-сервисов, подписавшие документ, каждые пять минут должны проверять этот реестр и в течение шести часов исключать ссылки на пиратские сайты из поисковой выдачи. На переходный период, установленный на шесть месяцев, для сервисов предусмотрено обращение к реестру каждый час. Также из результатов поиска и видеохостингов должен быть удален размещенный ранее пиратский контент. Документ заключен до 1 сентября 2019 года – к этому времени ожидается внесение поправок в антипиратское законодательство, соответствующие положениям меморандума. При этом, если такой закон до 1 сентября 2019 года не будет принят, действие меморандума прекращается.

Напомним, что обсуждение антипиратского законодательства в прошлом году началось в связи с конфликтом между сервисом Яндекс.Видео и правообладателями.

Поэтапный переход на "цифру"

Власти РФ приняли решение о поэтапном отключении аналогового телевещания в стране, процесс планируется завершить в начале июня 2019 года. Ранее Минкомсвязи России сообщало, что по всей стране отключение от аналога и переход на цифровое вещание будут проведены до 14–15 января 2019 года. Однако не все представители российских властей поддерживали такой резкий переход. По итогам заседания в правительстве РФ, где рассматривался этот вопрос, министр сообщил, что до конца 2018 года во всех регионах будет запущено цифровое вещание, так что россиянам станут доступны два мультиплекса телеканалов. Что касается аналогового вещания, его отключение планируется начать с февраля и завершить в июне.

Комментарий

Вадим Востров, генеральный директор компании ТВК, Красноярск

Увидят ли абоненты Ростелекома местные новости?

Две основные темы сегодняшнего дня – это письмо "Ростелекома" местным каналам о прекращении сотрудничества и бездействие регионалов по перепрограммированию на 100% собственного вещания.

Не так давно мы – красноярская телекомпания ТВК – получили письмо от "Ростелекома", информирующее о том, что с 1 января 2019 года он не пролонгирует договор с каналом на трансляцию. Другими словами, "Ростелеком" просто убирает наш канал из своих сетей. "Если у вас есть какие-либо предложения, свяжитесь по указанным телефонам с местным представительством". На мой взгляд, это некорректная история, и она привела к конфликту. Одна из причин – это то, что "Ростелеком", будучи глобальной компанией, пытается для всей России реализовать единое решение без разницы, в каком городе. В Нальчике, к примеру, или в Красноярске.

Это единое решение звучит в переводе примерно так: платите или отдавайте 30% рекламного времени. Для серьезных региональных каналов предложение отдать столько рекламного времени – абсурд.

Конечно, ситуация у всех разная. В Красноярске, в частности, десять кабельных операторов, "Ростелеком" лишь один из них. В нашем городе традиционно сильное телевидение. Доля аудитории региональных вещателей достаточно высока: к примеру, за неделю с 3 по 9 декабря 2018 года "Новости ТВК" имели долю 11,9, а программа "Время" на Первом – 10,5. Наша утренняя программа с долей 17, а "Доброе утро!" на Первом – 11. Или, скажем, у "Новостей ТК Прима" доля 14, а у федеральных "Вестей" – 16. Сопоставимо! Все это данные от "Медиаскопа". Поэтому, когда говорят про местные каналы, это вопрос нашего бизнеса и бизнес-модели. В Красноярске сложилось именно так.

Есть сетевой и местный контент, причем местный тянет за собой сеть. Доля аудитории ТВК, которая вещает с канала "Домашний", выше в разы доли самого федерального "Домашнего". Высокая доля не только в наших региональных "окнах" – вообще из двух версий люди смотрят нашу. И тут вдруг крупный оператор просто лишает своих абонентов возможности смотреть местные новости. Десятки тысяч зрителей хотят видеть местный контент и не могут. В "Ростелеком" – знают об этом – были сотни обращений от абонентов: они готовы переключиться на другого оператора, если отключат наш канал.

Я считаю, что самый нормальный вариант отношений кабельщиков и местных каналов, которые делают рейтинговый, востребованный контент, – никто никому не платит. Мы же не телемагазин, чтобы платить за право вещать в сети. Мы каналы, которые имеют 25-летнюю историю, большую аудиторию, и в этом мы похожи на федеральные каналы. А получается дискриминация: с федеральных каналов кабельщики деньги брать не могут, потому что федеральное законодательство заставило их контент показывать бесплатно. Поэтому они отыгрываются на регионалах, которые и так находятся в несчастном униженном состоянии.

В условиях выключения аналога и возможности зрителей смотреть 20 федеральных каналов бесплатно сильные региональные каналы с местными новостями являются одними из драйверов роста числа абонентов для кабельных операторов. Местные кабельщики это понимают, федеральные не всегда, а хотелось бы, чтобы они это понимали.

Но я все же надеюсь, что нам удастся договориться – уже под самый Новый год мы получили от "Ростелекома" сообщение: оператор готов искать с нами компромиссное решение, и скорее всего отключения не будет.

Кто тут паразит, или
почему сетевые партнеры не переходят на собственное программирование?

На разных площадках звучало мнение заместителя министра связи Алексея Константиновича Волина, что региональные каналы очень долго сами не переходили на 100% собственного программирования, не развивали контент, потому что паразитировали на федеральных каналах. Это безобразие – так говорить! Созданы реально разные условия для федеральных (коммерческих) каналов второго мультиплекса и местных игроков. И замминистра не может не знать, что существует прямой запрет на пересогласовывание концепции вещания местного канала без согласия сетевого партнера. Они нас просто не отпускают!

Ситуация сейчас, и на весь на 2019 год сложилась абсурдная: "Домашний" и СТС только в декабре узнали, что в июне их собственным региональным станциям запрещено вещать, при этом сетевым партнерам вроде бы не запрещено. И спрашивается, каким образом мы должны пересогласовывать свои концепции, если сетевые партнеры нас не отпускают? Если "Домашний" и СТС говорят: "Мы против того, чтобы вы переходили на собственное программирование, мы хотим, чтобы вы оставались нашими партерами"? И если местный канал хочет подать документы в Федеральную конкурсную комиссию об изменении концепции, то он должен приложить письменное согласие сетевого партнера на эти изменения. Но согласия нет! Это натуральное сетевое рабство: мы не можем перейти на собственное программирование, потому что есть такая установка – не обижать каналы мультиплекса

Так что, если отбросить фантазии про паразитов, цифровизация произошла без учета интересов региональных компаний, и по факту созданы неравные условия для федеральных и региональных игроков.

Декабрь

Финал противостояния "Газпром-медиа" и "Яндекса"

Хочется верить, что наступил финал в истории противостояния "Газпром-медиа" и Яндекса. Компании заключили мировое соглашение по делу о размещении пиратского контента, судебное производство в отношении поисковика прекращено. Напомним, в августе на Яндекс подали в суд четыре канала "Газпром-медиа" – ТНТ, ТВ-3, "2×2" и "Супер". Одним из глобальных последствий череды этих событий и стало подписание антипиратского меморандума.

Покупка акций "СТС Медиа"

Как и обещали в начале обзора, – вишенка на торте от Ивана Таврина. Консорциум "Национальной медиа группы" (НМГ) и ВТБ ведут переговоры о покупке 75% акций компании "СТС Медиа" у медиаменеджера Ивана Таврина, который владеет ими через холдинг ЮТВ. Информацию о сделке подтвердил сам Таврин, причем отметил, что переговоры находятся в финальной стадии. Подтвердила ее и Ольга Паскина, генеральный директор НМГ. При этом Иван Таврин уточнил, что продает свой пакет акций дороже, чем покупал. Акции "СТС Медиа" Таврин и его партнер Алишер Усманов в 2015 году выкупили у шведской компании MGT и американских миноритариев за $193 млн. В январе 2018 года сообщалось, что Иван Таврин выкупил долю Алишера Усманова в ЮТВ, после чего 100% компании оказалось консолидировано у него в руках, в том числе и 75% акций "СТС Медиа". Остальные 25% "СТС Медиа" принадлежат кипрской компании Telcrest, акционерами которой также являются НМГ и ВТБ и структуры владельца "Северстали" Алексея Мордашова. Сама НМГ на 26,2% принадлежит Алексею Мордашову, на 21,2% – СОГАЗу, на 7,5% – "Газпром-медиа".

Под управлением "СТС Медиа" находятся пять развлекательных каналов: СТС, "Домашний", "Че", СТС Love и СТС Kids. Под контролем НМГ два эфирных канала – "Рен ТВ" и "Пятый", а кроме того, ряд платных каналов. Также НМГ принадлежат 29% акций Первого канала и компании "Первый канал.Всемирная сеть".

Теперь смело можно сказать, что на рынке телеканалов Big4 трансформировалась в Big3, даже несмотря на то, что в портфеле Ивана Таврина по-прежнему остаются Disney, "Ю" и "Муз-ТВ".

Согласование объединения активов Disney и 21st Century Fox

В декабре Федеральная антимонопольная служба (ФАС) согласовала объединение активов Disney и 21st Century Fox на российском рынке. Напомним, что корпорация Walt Disney недавно приобрела все активы Fox, перебив предложение телекомгиганта Comcast: в июне Comcast предложил за Fox $65 млрд, а Disney – $71,3 млрд. Позднее Comcast вышел из борьбы за Fox. Ранее сделка по приобретению активов Fox компанией Disney получила одобрение со стороны китайских антимонопольных регуляторов. Ожидается, что сделка завершится весной 2019 года. Приобретаемые активы Fox включают в себя киностудию Fox, телевизионные сети National Geographic и FX, Star TV, долю в стриминговом сервисе Hulu. Компания Disney также получит региональные спортивные сети Fox '22 в США.

Бесплатный доступ к 20-ти общеобязательным телеканалам в районах страны, не охваченных эфирным цифровым вещанием

Депутаты Госдумы 6 декабря одобрили в первом чтении законопроект, который обязывает операторов спутникового телевидения предоставлять бесплатный доступ к 20-ти общеобязательным телеканалам в районах страны, не охваченных эфирным цифровым вещанием. Нижняя палата парламента поддержала его единогласно. Причиной этого законопроекта стал тот факт, что цифровым вещанием в России охвачено 98,4% населения. Оставшиеся 1,6% (не менее 1 млн домохозяйств) живут в труднодоступных районах, где организация цифрового наземного вещания вызвала бы затраты, превосходящие весь объем финансирования федеральной целевой программы по распространению цифрового телерадиовещания. В свою очередь, покрытие территории страны спутниковым вещанием технически составляет 100%. Согласно законопроекту, внесенному на рассмотрение Госдумы в конце ноября, жителям труднодоступных районов будет достаточно один раз, при заключении договора, заплатить оператору спутникового ТВ за подключение его услуг. При этом гражданам придется самостоятельно покупать оборудование, необходимое для приема спутникового сигнала.

Изначально три крупнейших оператора спутникового ТВ – "Триколор", "Орион" и МТС – выступали против законопроекта, не желая брать на себя социальную функцию государства. При этом практически все они еще до принятия закона запустили льготные программы по подключению спутникового ТВ в рамках перехода на цифру.

Комментарий

Кирилл Махновский, генеральный директор ГК "Орион"

На мой взгляд, для операторов данный закон излишний.

В федеральную целевую программу изначально стоило вовлечь и кабельных, и спутниковых операторов. При таком уровне проникновения кабельного телевидения, при наличии в стране четырех действующих спутниковых операторов нецелесообразно все перекладывать на эфирную сеть. Мы обсуждали это пять лет назад, когда программа только разрабатывалась, но в итоге было принято решение сделать ее все-таки эфирной.

Понятно, что простым абонентам государство хочет обеспечить гарантию бесплатности услуги. С самого начала все понимали, что за комплект оборудования и за его установку придется платить, но просмотр каналов двух мультиплексов нужно было сделать бесплатным.

У "Ориона" на этот случай имелось типовое решение для быстрой и эффективной реализации проекта "под ключ". Нам даже не потребовалось ничего менять в тарифной сетке. На тот момент у нас действовал пакет, который, по сути, соответствовал федеральному пакету и предполагал бесплатное подключение до 2025 года при установке нового оборудования. Мы договорились с регионами, что определяем перечень населенных пунктов, фактически делаем за них часть организационной работы: находим установщиков, работающих на этой территории, разрабатываем дорожную карту, говорим, где выбирать оборудование, готовим памятки для абонентов, которые намерены приобрести и установить его самостоятельно, работаем с населением.

Разумеется, новое оборудование оплачивает абонент, но для жителей населенных пунктов, не вошедших в программу цифровизации, предусмотрена льготная цена. В дальнейшем в ряде регионов правительство начало дотировать приобретение оборудования, в первую очередь малообеспеченным гражданам.

Основные опасения операторов были высказаны по поводу того, что действующие абоненты воспользуются лазейкой и будут переходить на бесплатное телевидение. Мы такое опасение не разделяем, поскольку для получения услуги абоненту в любом случае нужно купить новое оборудование, это закреплено в законе. В таком случае экономия становится сомнительной, а переподключение бессмысленным. Большинство действующих абонентов при подключении сознательно выбирают расширенные пакеты каналов, исходя из своих предпочтений. Льготная программа ориентирована в первую очередь на тех граждан, которые не могут себе позволить подключение к платному телевидению. А пакет «Социальный» включает в себя более 35 телеканалов, где помимо двух мультиплексов транслируются соответствующие региональные каналы и телеканалы, находящиеся в открытом доступе.

Аналогичный подход используют и другие операторы.

Так или иначе, в связи с принятием данного закона в нашей работе ничего не поменялось. Единственное, что в рамках ЦФП отдельные регионы обещали абонентам дотации. Тем не менее при реализации мы пока с этими дотациями не сталкивались.

Автономный Рунет

Сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой вышли в Госдуму с законопроектом № 608767-7 о внесении изменений в целый ряд законов РФ с целью отрегулировать российский сегмент интернета в случае отключения от глобальной сети. Законопроект предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу отечественных интернет-ресурсов при отключении российского сегмента интернета от зарубежных серверов. Причиной тому могла послужить (по крайней мере, с этим связала документ пресса) принятая в сентябре стратегия национальной кибербезопасности США, в которой "Россия впрямую и бездоказательно" обвиняется в кибератаках.

Не будем утруждать читателя техническими нюансами реализации этой инициативы, отметим только, что авторы законопроекта, как часто у нас теперь принято, убеждены в том, что принятие и реализация поправок не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета. Прочие/чьи-то другие бюджеты поминать всуе никто не стал.