С 13 по 16 октября прошел 42-й кинорынок и конференция Mipcom Cannes. По данным организаторов, он установил новый рекорд по количеству участников — собралось больше 10, 6 тыс. делегатов из 107 стран. Также присутствовало немало байеров — 3,3 тыс. человек. Несмотря на то, что большинство закупщиков приехало из западных стран, мероприятие не обошли стороной и наши соотечественники. Представители этих компаний рассказали "Кабельщику" об основных трендах и итогах мероприятия.
Как сообщают организаторы Mipcom Cannes, одним из главных новшеств этого года и центральной темой мероприятия стала экономика создания контента. Туда впервые пригласили YouTube, а также провели саммит BrandStorytelling, посвященный контенту, финансируемому брендами.
В выставочной зоне Palais des Festivals в качестве экспонентов выступили около 350 компаний, из которых 88 приехали впервые. Также прошла детская конференция Mipjunior, на которую приехали 940 делегатов из больше чем 60 стран. Особое внимание в этом году уделили инновациям в сфере применения искусственного интеллекта и брендированному контенту.
"Кабельщик" расспросил представителей отечественной индустрии о том, как они оценивают прошедшее мероприятие.

Впечатления
Как прокомментировал "Кабельщику" Василий Мельниченко, директор по закупкам и дистрибуции контента Universal Distribution / U Films, атмосфера в Каннах была живой и продуктивной: можно было наблюдать полные стенды и высокий уровень вовлечённости участников, у всех были плотные графики встреч.
"После нескольких лет турбулентности мировой индустрии рынок возвращается к ощущениям системности и роста. При этом все понимают, что эпоха безудержного роста контентных бюджетов закончилась — настало время умных, взвешенных решений"
Он отметил, что Mipcom остается главным глобальным рынком, где встречаются все типы игроков — от крупнейших мейджоров и стриминговых платформ до независимых продюсеров и стартапов.
"В отличие от региональных выставок, где акцент делается на локальные сделки, Mipcom остаётся площадкой стратегического диалога. Здесь не только совершают сделки на приобретение контента, но и договариваются о долгосрочном партнерстве, в том числе технологическом и копродукционном.
Степан Ковалев, генеральный директор "Тайм Медиа Групп" оценил кинорынок как большое контентное событие, с очень высоким уровнем деловой активности, где плотность переговоров зашкаливала, причем как с иностранными, так и с российскими компаниями.
"На этой выставке традиционно больше европейских компаний, как, собственно, и на других мероприятий присутствует больше компаний из региона его проведения, например: в Гонконге – азиатских компаний; в Майами – американских"
Наталья Кабикова, исполнительный директор "МКТ Медиа", отмечает, что несмотря на все трудности с получением французской визы Mipcom оказался очень насыщенным и дал прекрасную возможность встретиться с коллегами из Европы, Америки, Израиля и других стран, которые не могут приехать в Москву.
"Каннский формат уже давно перешел в "неформат" – встречи в кафе, на набережной… Все это создает дружелюбную позитивную атмосферу, которая вопреки сложностям текущей ситуации, позволяет договариваться с коллегами, находить пути решения, казалось бы, нерешаемых задач".
По словам Ирины Ильиной, генерального директора "Скай Медиа", Mipcom-2025 оставил только приятные впечатления, как и все предыдущие.
"Это мероприятие остается ключевой площадкой для бизнеса платного телевидения и всей индустрии контента, где можно обсудить тенденции, заключить сделки и установить новые контакты. Он выделяется своей международной ориентацией, объединяя представителей отрасли со всего мира. Это уникальная возможность встретиться лично после затянувшегося онлайн-общения и обмена опытом, что отличает его от многих других выставок".
Ирина добавила, что у Mipcom – глобальный охват, так как там представлены компании со всего мира, включая развивающиеся рынки. При этом есть фокус на B2B – мероприятие ориентировано на профессионалов индустрии, а не на смешанную аудиторию.
"Также представлен широкий спектр форматов – от классических сериалов до инновационных цифровых проектов. Другая особенность – сетевые возможности. Кинорынок славится эффективными нетворкинг-сессиями и потенциалом для заключения сделок".

Трансформация и рост числа участников
По словам Степана Ковалева, кинорынок сохраняет свой формат и колорит уже достаточно долгое время. Но по ощущениям, масштабнее не становится, хотя, как минимум, не сокращается.
Василий Мельниченко говорит, что рынок стал не столько масштабнее, сколько глубже и гибче. Появилось множество игроков из digital-среды — платформ, агрегаторов, AVOD- и FAST-каналов.
"Он быстро адаптируется к новой реальности: всё больше панелей посвящено creator economy, короткому контенту, анимации и метаплатформенным стратегиям. Сегодня свой клиент и партнер найдется для всех — от инфлюенсера до глобального дистрибутора".
Ирина Ильина считает, что Mipcom эволюционировал вместе с медиаиндустрией.
"Наблюдаем рост цифровых форматов – все больше внимания уделяют стриминговым платформам и интерактивному контенту. А также увеличение числа участников – мероприятие стало более международным, с ростом доли компаний из Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока. Появляются новые форматы сессий – дискуссии о AI, метавселенных и персонализированном контенте. Приобрел популярность гибридный формат – после пандемии часть мероприятий осталась онлайн, что расширило их доступность.
По ее словам, выставочные площади кинорынка не увеличились, но он стал масштабнее и уделяет большое внимание цифровым платформам и инновационным форматам. Постепенно возвращается формат вечеринок, на которых можно пообщаться с коллегами и партнерами в неформальной обстановке.
Ее коллега Наталья Кабикова, напротив, полагает, что рынок почти не изменился:
"Он стал более размеренным и не таким многолюдным как в доковидные времена – нет уже очередей на проход в Пале, нет толп посетителей. Но при этом цена входного билета остается на совершенно космической высоте, которую могут "взять" только очень крупные игроки. И это при том, что многие азиатские рынки бесплатны не только для посетителей, но и для своих компаний-экспонентов. Конечно, сила привычки еще очень сильна и все наши партнеры, как и раньше, участвуют в мероприятии, с удовольствием встречаются и обсуждают перспективные направления сотрудничества".

Тренды, жанры и страны
Василий Мельниченко считает, что главный тренд, который показало мероприятие – реалистичный подход к производству и дистрибуции контента.
"Компании все чаще исходят не из творческого вдохновения, а из того, как контент будет жить дальше: на каких платформах, в каком формате и за счет какой модели монетизации. Меняется и сам зритель — он превращается в соавтора: создает, комментирует, распространяет".
Спикер затруднился выделить наиболее востребованные жанры по итогам кинорынка.
"Сегодня успех контента все меньше зависит от жанра и все больше — от химии эмоций. Зрителю важен не формат, а дофамин: удивление, нежность, узнавание, азарт. Телевизионная аудитория ищет фоновый комфорт и знакомые лица, а диджитал-среда питается вспышками чувств и моментальным вовлечением. Поэтому продюсеры и платформы выстраивают контентную политику не вокруг жанров, а вокруг кураторских стратегий и эмоциональных траекторий. Важно понимать, какую именно эмоцию зритель хочет пережить — и удерживать его внутри этого чувства".
По его наблюдениям, наибольший объем международной дистрибуции среди независимых студий сегодня демонстрируют Франция, Канада, Великобритания, Южная Корея и Испания — они активно продают как анимацию, так и документальный и игровой контент.
Как прокомментировал Степан Ковалев, ожидания увидеть прорывные тренды на кинорынке не оправдались.
"Много говорят об использовании ИИ в создании контента, о вертикальных коротких сериалах – но пока-что это не больше, чем что-то модное, не оказывающее существенного влияние на рынок".
По его словам, высоким спросом по-прежнему пользуются сериалы (американские, европейские, турецкие) и игровое кино. Для ряда участников живой интерес представляют новые оригинальные форматы и шоу.
Ирина Ильина считает, что основные тренды включают рост стриминговых платформ, оригинальный контент, драмы и документальные фильмы, а также увеличение интереса к детскому контенту и виртуальной реальности.
Также она остановилась на глобализации контента – вырос спрос на локализованные версии сериалов и фильмов. В числе трендов она назвала AI и автоматизацию, искусственный интеллект используют для создания сценариев, монтажа и маркетинга.
"Можно отметить короткие форматы – стали более популярными микросериалы и вертикальное видео (TikTok, Reels). А также документальные проекты – особенно в жанрах true crime и научпоп. Анимация и аниме продолжают набирать обороты, особенно из Японии и Южной Кореи".
Наталья Кабикова подтверждает, что использование ИИ в производстве и обработке контента – повсеместный тренд. Также, по ее мнению, FAST-телеканалы переживают второе рождение.

Итоги
Ирина Ильина резюмировала, что кинорынок сохраняет свою актуальность как ключевая площадка для установления контактов и изучения мировых трендов, что продолжает быть актуальным для компаний из России. Mipcom остается одним из главных событий для медиаиндустрии, демонстрируя глобальные тренды и открывая новые возможности для сотрудничества.
"Для "Скай Медиа" мероприятие – это возможность лично встретиться с зарубежными партнерами и платформами платного телевидения, а также рассмотреть новые варианты расширения бизнеса".
По словам Натальи Кабиковой, для российских компаний, несмотря на политику организаторов, Mipcom остается одной из главных площадок для встреч с европейскими партнерами.
"Что касается других стран, то азиатские рынки видятся все более предпочтительными. Чтобы сохранить свои лидирующие позиции как место встреч для участников со всего мира, Mipcom должен начать меняться и, наверное, стать более доступным".
У "МКТ Медиа" получилось приехать в Канны впервые после пандемии ковида.
"Нам удалось встретиться со всеми своими текущими партнерами, обсудить сохранение и перспективы развития дистрибуции каналов и контента на ближайшие годы. Получить заверения в продолжении сотрудничества и обсудить возможные новые проекты и контент".
Степан Ковалев поясняет, что в текущих условиях данное мероприятие теряет актуальность для российских компаний. Это связано как с сохраняющимися ограничениями в приобретении контента, так и с существенным ростом спроса на отечественный контент у российского зрителя.
"Мы привезем на российский рынок премьеры корейских сериалов 2025 года, есть договоренности и на следующий год. Также представим качественный документальный контент, в том числе из тех стран, которые еще недавно предпочитали не работать на территории РФ".
Василий Мельниченко добавил, что мероприятие остается важной и актуальной площадкой, несмотря на сложный геополитический контекст.
"Возможности копродукции сейчас ограничены, но в части дистрибуции и закупки прав рынок продолжает работать. Многие российские проекты присутствуют в пакетах зарубежных дистрибьюторов и находят путь к международной аудитории через партнерские структуры".
Представители компании провели более 70 встреч с дистрибьюторами и студиями из Европы и Азии, и ведут переговоры о расширении портфеля контента и зарубежной дистрибуции телеканалов Classic Music и Fashion & Style 4K.
"Пока рано говорить о конкретных результатах — основные сделки будут заключаться уже после мероприятия, однако сам интерес к нашему контенту и активность партнеров дают позитивный сигнал".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии