Программирование киносериальных каналов. Часть первая

14.09.2023 15:51

"Кабельщик" продолжает серию материалов об особенностях программирования телеканалов. В этот раз мы спросили представителей киносериальных каналов, как они выстраивают сетку, на какое время у них выпадает прайм-тайм и что они предпринимают, чтобы выполнять требования нового закона о запрете распространения ЛГБТ-контента.

Тип программирования и киномарафоны

На большинстве каналах семейства viju используется блоковый тип программирования с последующими повторами контента в других временных слотах для зрителей разных часовых поясов. А на киноканалах viju TV1000, viju TV1000 русское и viju TV1000 action весной этого года появились поясные версии, благодаря которым для абонентов многих операторов фильмы выходят по местному времени.

При построении сетки на каналах семейства viju используется принцип перетекания – контент выстраивается таким образом, чтобы зритель не уходил сразу, после того как закончится фильм или сериал, а оставался на канале и дальше.

На киноканалах "Тайм Медиа Групп" – KinoLiving и "Кино без границ" – в будние дни используется линейный тип программирования, а на телеканале "Дорама" он сочетается с блочным. В выходные на каналах проходят вертикальные повторы серий и самых ярких тайтлов недели.

"Триколор" стремится к выравниванию линеек ключевых проектов и старается на сериальных каналах привязать выходы серий ежедневно к конкретному времени, сообщила директор по производству контента Марина Гаспарян. На фильмовых каналах "Триколор" показывает подборки фильмов, устраивает киномарафоны, в том числе приуроченные к праздникам или дням рождений актеров и киногероев.

Киномарафонами отмечают дни рождения и на телеканалах viju+, подбирая тайтлы, соответствующие тематике канала. Так, к юбилею Роберта Де Ниро на телеканале viju+ Comedy в августе показали целую коллекцию комедийных фильмов с его участием, а на канале viju+ Megahit вышли картины, где актер выступил в более серьезном амплуа.

Роберт Де Ниро

Кроме того, телеканалы семейства viju отмечают как традиционные праздники, например, Новый год и 8 Марта, так и менее распространенные – День домашних животных, День рыболова и День футбола, подбирая контент, соответствующий "характеру" каждого канала.

Телеканалы часто используют спецпрограммирование во время длинных выходных (новогодних или майских праздников) или школьных каникул. На каналах семейства viju проводятся марафоны анимационного и семейного контента, телеканал "Дорама" устраивает настоящий праздник для любителей binge watching ("запойное" смотрение серии за серией) – показ сериала целиком. Кроме того, на телеканале в формате марафонов выходят корейские шоу.

На киноканалах "Тайм Медиа Групп" спецпрограммирование действует и в будние дни, рассказал генеральный директор компании Степан Ковалёв. Так, на канале KinoLiving представлена линейка "Золотая коллекция кинематографа", в рамках которой ежедневно в 13:00 выходят шедевры великих режиссеров, таких как Ингмар Бергман, Майк Ли и других. На телеканале "Кино без границ" представлен спецблок "Киносреда". Это тематическая подборка фильмов по жанрам, режиссерам или актерам, выходящая по средам в прайм-тайм. Например, на октябрь запланирован спецпроект "Невыдуманные истории" с фильмом "Дэвид Боуи: История человека со звезд", а также великие фильмы Михаэля Ханеке "Седьмой континент", "Скрытое" и "Белая лента".

Ингмар Бергман

Прайм-тайм

На большинстве киносериальных каналов прайм-тайм выпадает на вечернее время, когда у экранов собирается вся семья. В зависимости от тематики и целевой аудитории канала, начало прайма может отличаться. Например, на телеканале "Родное кино", где доля возрастной аудитории выше, чем на остальных каналах "Ред Медиа", он начинается в 18.30. А для "Кинопремьеры", телеканала с более молодой и динамичной аудиторией, прайм начинается около 20:30. Представители "Триколора" отмечают более раннее начало прайма на телеканалах, направленных на женскую аудиторию.

Самые ранние и самые продолжительные прайм-таймы на киноканалах "Тайм Медиа Групп" – на "Кино без границ" время наиболее активного просмотра длится с 15:00 до 23:00, а на KinoLiving – с 16:00 до 24:00.

Важен и день недели. Так, на киноканалах "Триколора" самыми "праймовыми" днями считаются пятница и суббота.

В прайм-тайм телеканалы транслируют новинки и самые успешные проекты. На телеканалах семейства viju фильмы и эпизоды сериалов впоследствии ротируются по сетке (в том числе для разных поясных зон) так, чтобы зрители со всей территории вещания каналов имели возможность посмотреть интересующий контент в удобное время.

На телеканалах KinoLiving и "Кино без границ" праймовое время поделено между традиционными линейками. Так, на KinoLiving прайм-тайм начинается с комедийного или комедийно-драматического сериала в 16:00, в 19:00 на телеканале выходят премьеры, в 20:30 приходит время рейтинговых фильмов, а завершается вечерний сеанс триллерами и фильмами в жанре экшн. На телеканале "Кино без границ" слоты несколько отличаются – в 15:00 транслируются фильмы в линейке "Российское кино", за ними идет "Новая классика", посвященная фильмам, уже завоевавшим признание и ставшим частью мирового кинематографа, в 20:00 зрителей ждут мировые хиты и премьеры, а последняя линейка прайма (после 22:00) также посвящена динамичным боевикам и триллерам.

Закон о запрете демонстрации ЛГБТ

После вступления в силу закона о запрете демонстрации ЛГБТ-контента несовершеннолетним, каналам пришлось пересмотреть свою библиотеку. Впрочем, представители телеканалов сообщают, что редактура не была значительной. В некоторых фильмах пришлось удалить ряд сцен или даже фрагменты сюжетной линии. Если же удаленные сцены были критичными для понимания развития сюжета, от фильма приходилось отказываться – об этом сообщила Марина Гаспарян ("Триколор").

Представители семейства viju сообщили, что у них не было фильмов и сериалов, которые можно было расценить как пропаганду ЛГБТ, а весь сериальный и фильмовый контент, относящийся к категории “18+”, размещается строго в оговоренное законодательством время.

"Ред Медиа" также не пришлось сильно цензурировать свой контент – редактуре подверглись эпизодические сцены или диалоги. Директор департамента киноканалов "Ред Медиа" Антон Чижов отметил, что нашел полезной серию семинаров, проведенных ГРЧЦ, в рамках которых разъяснялось, что относится к пропаганде, а что – к демонстрации ЛГБТ-отношений.

Объем редактуры ЛГБТ-контента зависел от изначальной тематики канала. Так, телевизионные мейджоры Азии, поставляющие контент для телеканала "Дорама", не выбирают ЛГБТ-контент в качестве основного для сюжетной линии, поэтому для канала потребовалась точечная корректировка. На KinoLiving демонстрируются американские и европейские фильмы и сериалы, от части которых пришлось отказаться, а остальной контент привести в соответствие с новыми требованиями законодательства. Для нового канала "Кино без границ" компания "Тайм Медиа Групп" изначально подбирала контент, исходя из требований закона.

Специфика программирования киноканалов

Компания "Виасат":

"Киноканалы подчиняются тем же законам программирования и смотрения, как и все прочие каналы, но степень лояльности постоянного зрителя здесь гораздо больше: доверие к программе передач каналов у зрителя формируется довольно продолжительное время. Вместе с тем надо стремиться, чтобы в любой момент времени как можно больше зрителей, включивших канал, нашли для себя контент интересным и оставались с нами как можно дольше".

Антон Чижов, директор департамента киноканалов "Ред Медиа":

"Специфика программирования киноканалов заключается в том, чтобы максимально точно распознать ожидания аудитории канала. Не всегда они очевидны. Это касается и контента, и расстановки фильмов по эфиру, и прочих нюансов. Одной редакторской интуиции уже недостаточно, нужны аналитические данные, много данных, а также практические способы их применения в повседневной работе".

Марина Гаспарян, директор по производству контента компании "Триколор":

"Цель любого и не только фильмового телеканала — как можно дольше удержать свою аудиторию у экрана. У фильмового контента больше шансов успешно сделать это, как минимум, потому что кино — одно из самых популярных развлечений. Поэтому секретной специфики, на наш взгляд, здесь нет. Необходимо хорошо знать свою аудиторию, ее предпочтения и создать на канале такую атмосферу, в которой данной аудитории будет комфортно проводить время".

Степан Ковалёв, генеральный директор "Тайм Медиа Групп":

"Редактор, собирающий киноканал, должен учитывать много нюансов в своей работе. Нужно структурировать программную сетку таким образом, чтобы логично выстроить разнообразный контент, соотнеся его с активностью аудитории. Важно помочь зрителю сориентироваться в огромном потоке полнометражного кино, чтобы он смог выбрать соответствующий его интересам и ожиданиям фильм в удобное время".