SatComRus’2013: международные перспективы. Часть II

Развивающиеся рынки сейчас привлекают к себе много внимания, в частности, Индия и Африка. Этим регионам было уделено особое место в рамках конференции SatComRus’2013, так как значительная часть российских игроков видит огромный потенциал в выходе на них.
 
Международные рынки
 
Итак, Индия. Об этом рынке в общих чертах рассказал Рамеш Рамасвами, вице-президент по продажам и маркетингу Hughes Network Systems LLS. По его словам, потенциал работы здесь заключается в числе потенциальных абонентов (в Индии проживает свыше 1,2 млрд человек) и территории (это 7 по величине территории страна в мире).
 
На текущий момент в Индии насчитывается 930 млн телеком-подписчиков, 890 млн мобильных пользователей и 150 млн пользователей сети интернет. При этом выручка от всего телекоммуникационного сектора составляет порядка $33 млрд.
 
Если говорить отдельно о телевизионном секторе, то его выручка по итогам 2012 года составила $7,4 млрд, при этом еще пять лет назад, в 2007 году, этот показатель составлял $4 млрд. Получается, что среднегодовые темпы роста выручка ТВ-сектора в Индии составляли 13%. В период с 2013 по 2016 года эти темпы должны слегка возрасти — до 14%. По прогнозам аналитиков, к 2016 году местный ТВ-рынок должен показать выручку в размере $12,6 млрд.
 
Переходя к информации об абонентах, стоит отметить, что на конец 2012 года в Индии насчитывалось 50 млн спутниковых домохозяйств. Сектор продемонстрировал колоссальный рост с 2 млн спутниковых подписчиков в 2007 году.
 
При этом всего в Индии по итогам прошлого года было зарегистрировано 127 млн пользователей услугами платного ТВ. Ожидается, что к 2017 году эта цифра вырастет до 176 млн.
 
 
Также господин Рамасвами отметил интересную специфику рынка. По его словам для Индии необходимо огромное разнообразие контента, так как в стране говорят на 27 языках. И телеканалы должны учитывать это и утолять этот запрос. Неудивительно, что сейчас в стране зарегистрировано свыше 820 каналов (по итогам 2012 года), а к 2017 году их число должно возрасти до 1590.
 
Помимо прочего Рамеш Рамасвами отметил, что возрастающее число подключений абонентов и появление новых телеканалов и услуг в скором времени потребует увеличения числа транспондеров для Индии. Если сейчас, по данным CASBAA, страна использует 18 транспондеров C-диапазона и 25 транспондеров Ka-диапазона (причем реальный запрос составляет 31 транспондер C-диапазона и 73 транспондера Ka-диапазона), то к 2017 году их число должно возрасти как минимум до 30 и 49 транспондеров, соответственно. При этом запрос будет на 54 транспондера C-диапазона и 222 транспондера Ka-диапазона.
 
Острая нехватка спутниковой ёмкости, по мнению представителя Hughes, заключается во влиянии государства на отрасль. “У правительства Индии много приоритетов, но наша прибыль — явно не одна из них. Поэтому оно тратит не так много времени и усилий на то, чтобы удовлетворить запросы телеком-бизнеса. При этом спутниковая и медиаиндустрии, фактически, находятся под непосредственным контролем премьер-министра страны, и в меньшей степени зависят от Министерства коммуникаций и информационных технологий Индии или Министерства информации и телерадиовещания Индии. Поэтому если тебе нужны ёмкости, ты должен обратиться в маркетинговое подразделение Департамента космических исследований — Antrix. И если Antrix не способен удовлетворить запрос на ёмкость посредством имеющихся у него ресурсов, ждать, пока он обратится с запросом на ёмкость к международным спутниковым операторам. На это уходит много времени, и в итоге огромный спрос остается неудовлетворенным”, - подытожил Рамеш Рамасвами.
 
Африка
 
Этот континент представляет, по мнению Романа Зинченко, менеджера по работе с международными клиентами Communications Africa Afrique, чуть ли не больший интерес, чем Индия. Потому что тут площади больше (это второй по размеру континент в мире), а при схожей с Индией численностью населения — более 1 млрд человек, меньше подключенных к сотовой и спутниковой связи и к сети интернет.
 
На сегодня к Сети имеют доступ лишь 15% населения, а сотовой связью пользуются только 47% населения. Получается, что более полумиллиарда человек являются потенциальными пользователями мобильной связи.
 
“Рынок спутниковой связи в Африке либерализирован, и растет примерно в два раза быстрее мирового — на 14% в год. И вообще, среди самых быстрорастущих экономик мира, африканские страны лидируют. Общий средний рост по континенту — 4,5%”, — привел статистику Зинченко.
 
Далее он рассказал о ключевых рынках ЮАР: “Самая большая страна по населению — это Нигерия. Она находится в Западной Африке, богата нефтью и является одним из ключевых рынков роста. К таковым относится и Мозамбик. Недавно я читал, что Мозамбик до 2020 года будет страной с самой быстрорастущей экономикой в мире, потому что там сильно развивается газовый сектор. Также интересны Кения, Демократическая республика Конго и Южный Судан, тем, что они практически не имеют выхода к морю. И для них спутниковые технологии являются ключевым вектором развития”. 
 
Понятно, что при упоминании Африки сразу встает вопрос об уровне доходов населения. По словам Романа Зинченко, сейчас на континенте 300 млн человек относятся к среднему классу. И данный сектор очень быстро растет. Также здесь быстро идут процессы урбанизации, и все больше инвестиций в экономику приходит из более развитых стран. 
 
“В следующие четыре года рост цифрового телевидения составит примерно 100% — с 7 до 14 млн пользователей”, — добавил он.
 
Зинченко упомянул и проблемы, с которыми могут столкнуться игроки, желающие выйти на африканский рынок. “Первая проблема — это подводные оптоволоконные кабели, которые составляют большую конкуренцию спутниковой связи, так как многие страны имеют выход к морю. Другая проблема (и для россиян это не новость) — это коррупция и преступность. Поэтому опыт в России, конечно, вам очень пригодится в Африке. Ну и третья проблема — недостаток капиталов и инвестиций в спутниковую отрасль”, — подытожил свой рассказ представитель Communications Africa Afrique.
 
И другие
 
Конечно, не только Африка и Индия представляют собой заманчивые места для спутниковой экспансии. Главный редактор американского издания ViaSatellite Марк Холмс, например, считает, что следующим “горячим” рынком станет Индонезия. Также потенциал просматривает во Вьетнаме, Бразилии, Колумбии, Перу, Саудовской Аравии и Египте. 
 
Проблемы выхода
 
Выход на рынки спутниковой связи Африки, Индии, Латинской Америки и прочих развивающихся стран может быть сопряжен с рядом проблем. По словам Дмитрия Беляева, генерального директора ООО “Романтис”, к ним относятся ограничения по использованию зарубежных спутников, высокая конкуренция американских и европейских операторов, непрозрачность конкурсов и ограниченная информация о потенциальных проектов, недостаточная квалификация местных специалистов, а также зависимость от внешних инвестиций и высокие риски исполнения обязательств по оплате.
 
Однако, по мнению Беляева, с частью из этих проблем можно бороться, создавая сети с локальными партнерами или участвуя в проектах на стадии их подготовки.

Новые телеканалы-2019: Демографический телепереход

Константин Дьяков представляет авторский обзор новых телеканалов (в 4 частях), начавших вещание в России в течение 2019 года. Главный тренд - отсутствие явных тематических блоков среди более чем трех десятков каналов.

Чем нам запомнится 2019 год. Часть 4

Главред "Кабельщика" Яна Бельская в легкой и непринужденной манере рассказала о том, чем жила и дышала отрасль весь прошлый год. Сага в четырех частях о главных скандалах, интригах и расследованиях телекома.