Сессия НАТ Live "Вопрос-ответ с Роскомнадзором"

27 мая состоялся эфир открытой сессии вопросов и ответов представителей Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, организованный Национальной ассоциацией телерадиовещателей в рамках большого "антикарантинного" проекта НАТ Live. На вопросы телевизионщиков и операторов отвечали начальник Управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора Татьяна Денискина и заместитель начальника Управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора, ответственный секретарь Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию Максим Виноградов. Вопросы задавали представители вещателей и операторов, озвучивал их и модерировал эфир гендиректор НАТ Александр Широких. Учитывая важность и полезность этого мероприятия для наших читателей, и с любезного разрешения организаторов мы подготовили и публикуем полную расшифровку этого интервью – практически в неизменном виде.

Александр Широких: Сегодня 27 мая, у нас тридцать седьмой эфир НАТ Live, сессия в формате вопрос-ответ с представителями Роскомнадзора. Мы долго к ней готовились, большое спасибо и коллегам из Роскомнадзора, которые откликнулись, согласившись принять участие в подобном прямом эфире, и зрителям, активно задающим вопросы. Чтобы выстроить разговор более последовательно, я предварительно собранные вопросы разобрал по темам, чтобы нам было проще общаться, поскольку у нас сегодня два гостя, это Татьяна Валерьевна Денискина, начальник Управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора, и Максим Викторович Виноградов, last but not least, заместитель начальника Управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора. А также он ответственный секретарь Комиссии по телерадиовещанию, по крайней мере, в том ее составе, который существовал последнюю итерацию. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Татьяна Денискина: Добрый день, уважаемые коллеги, рада вас видеть и слышать.

Максим Виноградов: Добрый день.

А. Широких: Хочу поблагодарить спонсоров, генерального спонсора нашего проекта, канадскую компанию SkyLark, производителя серверного оборудования и ПО для производства и вещания, поставщика комплексных решений для медиа-индустрии, которая занимается автоматизацией вещания с применением новых технологий. И на спецвыпуск с Роскомнадзором активно откликнулся канал 360, который срочно захотел стать спонсором этого выпуска. Канал 360 – это самый лояльный сетевой партнер: неограниченное время региональных врезок плюс рекламные блоки; возможность вещания со сдвигом во времени в SD/HD; дополнительный контент, графика, и юридическая поддержка.

Итак, первая группа вопросов касается темы заседаний ФКК [Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию – тут и далее примечания редакции]. Наверное, адресуем их Максиму Викторовичу.

Олег Соболев (радио "Шансон"): Допустим, мы планируем запустить спутниковый канал. Однако, для этого необходимо решение ФКК о включении канала в вещательную лицензию спутникового оператора. Возможно ли сначала запуститься, а потом подать документы на ФКК, когда эта опция заработает?

М. Виноградов: Есть короткий ответ на данный вопрос и длинный. Длинный ответ предполагает наш большой интерес к "Шансону" и к спутниковому вещателю, который готов включить в "тесте", потому что мы хотели бы сразу посмотреть, может быть, это безобразие уже там происходит, и, конечно же, так делать нельзя.

А. Широких: Да, а Татьяна Валерьевна уже фиксирует нарушение и планирует проверку (смеется).

М. Виноградов: Конечно же, так делать нельзя, "утром деньги – вечером стулья", в том смысле, что сначала решение ФКК, затем лицензия на вещание, и только после этого вещание.

При этом, возвращаясь к заседанию Федеральной конкурсной комиссии, мы понимаем, что есть некое ожидание у отрасли – когда же мы начнем собираться. Пока, к сожалению, мы этого сделать не можем, есть рекомендации как Минтруда, так и непосредственно акты различных региональных властей, в том числе Москвы и других регионов. Мы боимся, что если мы соберемся в реальности, то к нам приедут люди из регионов, и даже если заседание пройдет нормально, то люди, возвратившись домой, сядут на карантин на две недели. Таким образом, мы можем фактически выключить руководство многих СМИ из процесса управления отраслью, а это было бы не очень правильно. Отмечу, что у нас есть понимание, как все это можно было бы организовать по-другому.

Мы еще месяц назад подготовили предложения по изменению порядка работы ФКК, на сайте regulation.gov.ru они уже висят. Как писал "Кабельщик", мы предусмотрели возможность заочных заседаний и возможность заочного голосования. Но на данный момент текущие нормативные документы не просто не разрешают, а прямо запрещают это делать. По Положению о ФКК сейчас все это необходимо делать лично. Под это положение попали как конкурсы на радиовещание, так и двадцать вторая кнопка, и, к моему большому сожалению, дополнительные вопросы ФКК, в категорию которых попал вопрос "Шансона" об изменении лицензии на спутниковое вещание одного из спутниковых вещателей, "Триколора" или "Ориона", в части включения туда телеканала либо радиоканала "Шансон".

А. Широких: Вы упомянули публикацию "Кабельщика", Вы имели в виду публикацию об увеличении количества членов Федеральной конкурсной комиссии до двенадцати? Я этого просто не увидел в документе.

М. Виноградов: Нет, это не увеличение как таковое, это трансляция текущей нормы, когда в комиссию, кроме девяти федеральных членов ФКК, входят еще трое региональных членов комиссии. Для радийщиков это знакомая история, когда участвуют полпред, руководитель Заксобрания и губернатор. Также эта ситуация знакома для тех телевизионщиков, которые участвовали в конкурсе на двадцать первую кнопку. Собственно говоря, норма аналогичная, просто она сейчас приведена в соответствие со всеми остальными нормативными актами. Раньше они по-разному писались.

Максим Жмутский (г. Краснодар): Почему бы не провести заседание ФКК дистанционно?

М. Виноградов: Я уже говорил об этом, расскажу более подробно. Вся нормативная документация в сфере работы ФКК иерархическая: сначала идет закон о СМИ, дальше идут конкретные постановления по разным видам вопросов ФКК – радиовещание, соответственно, радиоконкурсы, про двадцать первую и двадцать вторую кнопки отдельные постановления. При этом есть отдельный нормативный акт – положение о Федеральной конкурсной комиссии, которому подчиняются все эти вопросы. При этом в положении о ФКК, которое утверждено всего лишь приказом Роскомнадзора, но, тем не менее, оно зарегистрировано в Минюсте, указывается, что невозможно проведение заочных голосований, прямой запрет, только очно и только лично. Именно поэтому, к сожалению, мы собраться не можем. Чтобы это можно было сделать, мы подготовили ряд изменений в это Положение, как я уже говорил, и, насколько мне известно, они уже отправлены в Минкомсвязь и размещено на сайте regulation.gov.ru и мы стараемся что-то сделать. И менять регламент настройки нам никто не запрещал, поэтому мы, в любом случае, вынуждены пройти этот круг, чтобы его зарегистрировать и принять, и после этого мы сможем это делать.

Роман Торгашин: Есть ли прогнозы по времени возобновления заседаний?

М. Виноградов: Мы для себя не принимали решения о том, что, скажем, не будем заседать в мае или в июне. Мы всегда смотрим ситуацию на начало месяца, поскольку мы в этой теме зависим и от других, самых разных актов: актов президента, Правительства, Минтруда и, еще раз подчеркну, региональных властей, по ситуации в Москве, например, или по тем регионам, из которых к нам приезжают участники заседания и члены комиссии. Поэтому, чтобы понять, что будет в июне, мы должны дождаться начала июня, и, исходя из этого, принимать какие-то решения. Итак, сейчас есть два возможных сценария: либо в июне заседание состоится, либо оно не состоится, и тогда первое заседание будет уже в сентябре.

А. Широких: Появился ли новый состав ФКК, учитывая, что Александр Жаров перешел в "Газпром Медиа"?

М. Виноградов: Пока нового приказа о составе комиссии нет, мы по этому поводу очень активно работаем.

Николай Абросимов (генеральный директор телеканала "ТВ Колыма плюс", г. Магадан): Какова судьба конкурсов по радиочастотам, которые были перенесены на 27 мая, а потом на неопределенный срок?

Справка: По состоянию на 2019 год, в списке конкурсных городов – 184 города. Полный список можно увидеть на сайте РКН.

М. Виноградов: У нас все это безобразие фактически началось с марта – март, апрель и май. Напомню, что у нас было так называемое мартовское заседание по мартовским городам. И мы города с марта перенесли на май, то есть мы никакие документы и конкурсные взносы никому не возвращали, конкурс планировали разыграть в мае. Потом майское заседание перенесли на неопределенный срок, соответственно, сейчас фактически мартовские города еще не разыграны. И теперь либо мы их разыграем в июне, либо мы начнем с них в сентябре. Порядок работы ФКК в таком же режиме и будет сохраняться: сначала мартовские города, потом апрельские. Такая же ситуация и с двадцать второй кнопкой: сначала будем рассматривать апрельские города, потом майские города. 

Справка: На апрельском заседании ФКК двадцать вторая кнопка должна была разыгрываться в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани и Уфе. 

Позволю себе такое сравнение: мы попытались из конкурсов сделать такие "полуфабрикаты". У нас был выбор – всем вернуть документы, а потом заново объявить конкурс, но так как работа была проведена и со стороны заявителей, и со стороны наших территориальных управлений, которые эти документы рассмотрели и обработали, мы полагаем, что оснований для возврата нет, и мы сделали из конкурсов "полуфабрикаты". Когда ситуация улучшится, мы их запустим и сообщим об этом всем участникам процесса, как региональным членам комиссии, так и участникам, в зависимости от того формата, который будет возможен к тому моменту: либо оно будет очное, либо заочное. 

Роман Торгашин: Вопрос-предложение: может, в антикризисном режиме до лучших времен обнулить конкурсные сборы за частоты конкурсов ФКК? Рассматривался ли такой вариант?

М. Виноградов: С юридической точки зрения, чтобы отказаться от конкурсных взносов, необходимо внести изменения в постановление Правительства, это история не быстрая и довольно сложная. Думаю, с учетом ситуации с налогами и с тем, каким образом Правительство поддерживает различные отрасли, это будет закон про деньги, и он будет проходить длительное согласование, и я сильно сомневаюсь в его перспективах. С другой стороны, что касается радийных конкурсов и спутниковых, которые, в отличие от двадцать первой кнопки, проводятся со взносами, мы думаем, что тут не только про конкурсные взносы нужно говорить, а о том, что в целом будут сильно скорректированы инвестиционные планы развития радийных сетей для федеральных вещателей и для возможности участвовать в конкурсе для региональных участников. Поэтому у нас есть большие сомнения в том, как мы будем проводить радийные конкурсы до конца года не из-за пандемии, а из-за экономической ситуации. Есть письмо из Академии радио, в котором говорится о сложной ситуации у радийных вещателей и предлагается рассмотреть саму возможность конкурсов. Как минимум, сейчас не все участники процесса, возможно, потенциальные участники конкурса находятся в равных условиях, и, может быть, есть смысл конкурсы пока заморозить.

Вячеслав Фельда (радио "Хабаровск"): Мы еще в феврале направили пакет документов в ФКК на смену программной концепции вещания, замены сетевого партнера и собственного программирования. Должны были попасть на мартовское заседание, но комиссия не собралась. Когда можно рассчитывать на рассмотрение, учитывая скопившийся вал вопросов за истекшие месяцы?

М. Виноградов: Повторю, заседание ФКК по текущей нормативке могут быль только очными. И это касается как радийных конкуров, двадцать второй кнопки, так и дополнительных вопросов. То есть, реально можно проводить только очные заседания. В мае такого заседания не случилось, поэтому сейчас мы ждем июня, чтобы понять, сможем ли мы его провести. Это зависит как от указов президента, постановлений Правительства, комментирующих эту ситуацию, так и от решений региональных властей. Если ситуация будет меняться в лучшую сторону, то мы сможем провести заседание в июне. Если не сможем, то заседание будет уже в сентябре. Сейчас мы пытаемся внести изменения в положение о ФКК для того, чтобы иметь возможность проводить заочные заседания, но это требует времени. Возможно, за лето мы как раз успеем внести изменения в положение о ФКК.

Смирнов С. А. (юрист, какой канал представляет, не сообщил): Планирует ли Роскомнадзор навести порядок в перечне так называемых конкурсных городов? Очень странно выглядит ситуация, когда ГРЧЦ делает расчет зоны вещания и указывает, что конкурсных городов в зоне вещания нет. Статистика выдает заявителю справку, что ни один город на территории не имеет населения более ста тысяч жителей, а РКН требует назначения конкурса. Есть конкретный, подтвержденный документально прецедент.

М. Виноградов: У нас есть ощущение, что мы знаем, о чем идет речь, по-моему, это был один из подмосковных городов. Схема эта применима и к другим подобным случаям. Если ГРЧЦ отказывает вам по включению города и говорит, что город не конкурсный, то нужно написать нам, и мы дадим указание ГРЧЦ в ручном режиме, что они не до конца правы. На сайте Роскомнадзора есть перечень тех городов, которые мы считаем конкурсными. Отмечу, что у него тоже есть история, связанная с некоторой "неточностью", поскольку этот список составляется раз в год на основании данных Росстата, а Росстат обновляет свои данные, по-моему, летом, и мы под этот срок обновляем данный перечень. Что-то исключается, что-то включается, но понятно, что для нас Росстат является официальным источником информации. При этом на местах информация о численности населения может поступать гораздо более оперативно. Такие проблемы могут возникать, и с учетом скорости строительства сетей и получения разрешительных документов на радио, я думаю, что это не слишком большая проблема.

Роман Климас (телеканал "Продвижение"): Символично, что именно сегодня должно было быть заседание ФКК…

М. Виноградов: Нам тоже понравилось.

А. Широких: Если вы позволите, то первую секцию по ФКК мы считаем закрытой, и переходим к вопросу проверок и контрольно-надзорной деятельности, что, наверное, больше входит в сферу деятельности Татьяны Валерьевны.

Татьяна Ерохина (ТРК "Истоки", г. Орел): 13 апреля территориальный Роскомнадзор в результате плановой проверки выявил у нас нарушение: в одном месте отсутствовала отбивка рекламы. Дело передано в управление ФАС. Но при этом было письмо [заместителя руководителя Роскомнадзора Вадима] Субботина о том, что плановые проверки до 30 апреля не проводятся, есть ответ [Эдуарду] Сагалаеву. Как вы можете это прокомментировать?

Т. Денискина: Любой случай нужно рассматривать конкретно. У нас отмена плановых проверок произошла в отношении тех проверок, которые еще не были начаты. По состоянию на 13 апреля систематическое наблюдение в отношении "Истоков" уже было начато, поэтому сотрудники местного РКН должны были его завершить. Соответственно, новые плановые систематические наблюдения у нас не начинаются, а начатые в марте должны были быть завершены и отработаны в установленные сроки. Еще раз напоминаю, что у нас никаких мораториев на принятие административных мер никаким нормативно-правовым актом не введено. То есть, Роскомнадзор, учитывая сложную ситуацию, как эпидемиологическую, так и экономическую, самостоятельно принял решение об отмене всех плановых систематических наблюдений как в отношении СМИ, так и в отношении вещателей, до 1 июля 2020 года.

Обращаю ваше внимание, что систематическое наблюдение не равно проверка, потому что несколько таких обращений заходило в Роскомнадзор через различные общественные организации, через аппарат Правительства, через Минкомсвязи. Помним о том, что мораторий, который вводился Мишустиным, касается проверок во взаимодействии, а систематическое наблюдение – совершенно другая форма, и до конца года мы все равно будем проводить эти систематические наблюдения. И к тому же, никто не отменял рассмотрение обращений граждан, в которых они указывают на признаки нарушений, в том числе и у вещателей. Соответственно, по 59 Федеральному закону, Роскомнадзор обязан рассмотреть обращения и провести контрольные мероприятия, уже внеплановые, соответственно, они тоже без взаимодействия. Поэтому в отношении "Истоков" это мероприятие было ранее начато и завершено уже к 13 апреля. Вы знаете, что у нас срок проверки двадцать один день, поэтому случилась такая ситуация.

Илья Волынкин (ТРК "Кирсанов"): Правомерно ли проведение сразу трех проверок на одно юрлицо в году, два радио СМИ по вещанию, и три по связной лицензии?

Т. Денискина: Никаких ограничений для проведения систематических наблюдений нет. В данном случае хочу обратить внимание, что в сфере средств массовой информации и телевизионного вещания в 2020 году ни одной проверки во взаимодействии не запланировано. Мы полностью перешли на дистанционную работу, на систематическое наблюдение. Соответственно, никаких ограничений по количеству систематических наблюдений, которые проводятся в течение одного года, никаким нормативно-правовым актом не установлены.

Почему может быть запланировано три мероприятия в год в отношении одного вещателя? Потому что у этого вещателя есть три различные лицензии, по которым распространяется три разных средства массовой информации, со своей концепцией, со своей лицензией, со своими требованиями. Исходя из тех трудозатрат, которые затрачивает инспектор, одновременно за двадцать один день прослушать три семисуточные записи, особенно радиоканалов – это просто физически невозможно. Даже несмотря на различную автоматизацию процессов контроля, всё-таки программная концепция вещания слушается человеком вживую, в наушниках. От этого мы, к сожалению, никуда не уйдем, поскольку у нас с вами, как я уже неоднократно говорила, очень много субъективных оценок в сфере массовых коммуникаций. Вот такая деятельность, которая не может быть помещена в единожды установленные определенные рамки.

Поэтому при планировании, рассматриваемом территориальным управлением, учитывается несколько факторов, в том числе возможность осуществления записи, возможность выезда, если это другой населенный пункт, кадровые возможности по прослушиванию этих записей. С одной стороны, кажется, что тут очень большая нагрузка на вещателя, но, с другой стороны, это возможность отработать по каждой лицензии, если есть нарушения, снять их и забыть о них, и дальше осуществлять деятельность в соответствии с требованиями закона. Каждая лицензия проверяется отдельно. Если выявлено нарушение, есть предписание, вы с ним работаете в определенный срок, обычно от месяца до трех, отработали и забыли. А так вы получите предписания сразу, с одним и тем же сроком, и вам придется отрабатывать все три свои средства массовой информации. Это тоже, как мне кажется, не очень хорошо, для вещателя в том числе.

А. Широких: А отчего зависит, в каких случаях по результатам проверки местный вещатель получает лишь предписание об устранении нарушений из центрального аппарата Роскомнадзора, а иногда параллельно обращение в суд и штрафы?

Т. Денискина: Здесь все обосновано Административным кодексом и законом о СМИ. Всегда первично административное правонарушение. Если вы видели, по нашей технологии – закрывается акт, появляются признаки выявленных правонарушений, соответственно, в адрес вещателя направляется уведомление о том, что составлен протокол об административном правонарушении. Вещатель может дать свои пояснения, производится разбирательство, есть ли состав административного правонарушения, есть ли событие, есть ли вина, то есть рассматривается административное дело, и оно своим путем идет либо в суд, либо, если это те же выходные данные, то это наша компетенция. Оформляется постановление по делу об административном правонарушении. Параллельно с этим рассматривается вопрос о выдаче предписания.

Как мне кажется, вопрос здесь должен был звучать наоборот. Бывают такие случаи, когда административный протокол составляется, а предписания из центрального аппарата не бывает. В каких случаях это бывает? Когда лицензиат-вещатель к моменту составления протокола уже устранил выявленные нарушения, то есть предписание будет уже бессмысленным. Но это в том случае, когда мы обладаем такой информацией. Обращаю ваше внимание, что в рамках административного производства, если это наши статьи – выходные данные и курение – то, что Роскомнадзор рассматривает самостоятельно, параллельно вносится представление об устранении нарушений. Так вот, если вы устранили нарушение и ответили на это представление, и ответ есть у нас в центральном аппарате, то есть, лицензиат закрыл этот вопрос, такое нарушение в предписание не попадает – оно устранено и у нас есть подтверждающий документ, ответ на это представление. Если у нас такой информации нет, то после составления административных протоколов мы выдаем предписание.

Единственный вариант, когда протокола может не быть, а предписание может быть, это если истек срок давности принятия административных мер. В таком случае территориальное управление рассматривает выявленные нарушения, и выносит либо определение об отказе, либо закрывает нашим внутренним документом, в котором отмечает, что сроки привлечения к административной ответственности по данному правонарушению истекли. Соответственно, ни протоколы, ни иные материалы, в суде уже не будут рассматриваться. Но, тем не менее, предписание в данном случае будет.

Есть еще отдельный момент, который не попал в Постановление 1025, но фактически тоже является неким обязательным требованием – это неосуществление вещания свыше трех месяцев. Это нарушение не отнесено к лицензионным требованиям, соответственно, отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14-1. Таким образом, предписание будет, если мы выявили такое правонарушение, а протокола нет, поскольку нет такого состава. Это такой частный случай из всех выявляемых нами нарушений.

В связи с объявлением самоизоляции при пандемии ряд операторов приостановили деятельность до 11 мая. Федеральное агентство связи разместило на своем сайте сообщение для операторов связи о том, что можно обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания перенести на 1 июня 2020 года. Операторы внесли взносы, а теперь выясняется, что Россвязь удалила сообщение с сайта, операторам, оплатившим взносы с опозданием, выписывают административные протоколы и направляют дела в суд. Почему так происходит, почему виноват оператор, а не неслаженность действий Роскомнадзора и Россвязи?

Т. Денискина: Ну, это вопрос не к нам, это вопрос к нашим коллегам из Управления контроля в сфере связи. Действительно, Россвязь формирует некие материалы о том, кто оплатил или не оплатил начисления, своевременно или не своевременно, и направляют в Роскомнадзор. Но, к сожалению, ни я, ни Максим Викторович, не сможем дать ответ на этот вопрос. Можем передать своим коллегам информацию, что есть такая насущная потребность. Это можно, кстати, оформить обращением с описанием ситуации, послать на наш электронный адрес, и получить официальные разъяснения. Мы сейчас принимаем все обращения по электронной почте, они регистрируются в нашей системе электронного документооборота, поэтому можно направить любой вопрос и получить ответ в рамках деятельности по рассмотрению обращений граждан. Более того, если уж очень хочется принести обращение на бумаге, наша канцелярия принимает бумажные документы. На входе в Роскомнадзор есть специальный бокс, можно туда принести, и после обработки они также вносятся в систему. Но в рабочем порядке я доведу этот вопрос до наших коллег.

Юлия Вакурина (телеканал "Русский Север", г. Вологда): Предполагает ли Роскомнадзор ослабить санкции за возможные незначительные нарушения в работе СМИ, заменив административную ответственность и штрафные санкции на иные (щадящие) методы воздействия?

Т. Денискина: Этот вопрос затрагивает сразу несколько тем: с одной стороны, это регуляторная гильотина, которая должна пересмотреть перечень обязательных требований в сфере СМИ. Да и в рамках данной работы какие-то подвижки могут происходить в части обязательных требований. Но это в части самих требований. А во-вторых, в настоящее время Минюстом разрабатывается новый проект Кодекса об административных правонарушениях. Эта новая редакция Кодекса предполагает различные, в том числе, структурные изменения, перераспределение полномочий между различными органами, которые вправе составлять или не составлять и рассматривать протоколы. В том числе, там есть и вопрос санкций. В свое время, еще до начала разработки этого Кодекса, Роскомнадзор говорил о том, что отдельные составы можно вывести из-под штрафных санкций и оставить в виде предупреждений, которые не несли бы материальные затраты. Более того, мы предлагали отказаться от штрафов за нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра документов. Но, к сожалению, не все наши предложения реализуются далее, поскольку мы можем выступать с предложениями, но не являемся субъектом законодательной инициативы. Поэтому дальше все это уходило в Минкомсвязи разработчикам законопроектов.

Сегодня могу сказать, что, в отличие от других ведомств, Роскомнадзор не увеличивает никакие штрафные санкции, чтобы усилить ответственность за нарушения в сфере СМИ и телерадиовещания. Более того, законодательство в сфере СМИ – это практически единственное, которое остается в новой редакции Кодекса со сроком исковой давности два месяца. В отношении практически всех остальных нарушений этот срок увеличивается до года. Ну, мы с вами понимаем, что за выходные данные год ждать, эти данные за год могут не единожды измениться, и увеличение срока исковой давности тут просто не оправдано. Или, допустим, за не предоставление уведомления по ст. 11. Соответственно, могу сказать, что работа такая возможна, такие предложения мы вносили, но каким образом они будут реализованы в правовых актах – посмотрим. Работа и по регуляторной гильотине, и по Кодексу, скажем так, не перевалила еще за половину.

Что еще хотелось бы сказать? Если посмотреть в общем на штрафные санкции Роскомнадзора, даже в сравнении с ФАС, мы увидим, насколько смешные суммы мы получаем в сравнении с другими органами – с налоговой службой, с антимонопольной службой. И мы никогда не выступали инициаторами увеличения штрафных санкций. Посмотрите наши статьи, они все вполне лояльные, за исключением тех, которые законодателем признаны тяжелыми, например, злоупотребление свободой массовой информации – это наиболее опасное для общества нарушение. Поэтому там и соответствующие штрафные санкции, гораздо более тяжелые.

А. Широких: Ждать ли юрлицам, не являющимся субъектами МСП – малого и предпринимательства – плановых и внеплановых проверок?

Т. Денискина: Как я уже говорила, мораторий на плановые и внеплановые проверки внесен только в отношении проверок во взаимодействии с субъектом. У нас таких проверок плановых на 2020 год нет. В 2021 году мы тоже на проверки переходить не будем. Есть отдельные возможные основания для проведения внеплановых проверок, но для них тоже есть четкий перечень оснований, и других оснований пока нет.

А. Широких: Разрешено ли руководителю территориального управления Роскомнадзора при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности с учетом всех обстоятельств дела применить ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность и ст. 4.1 КоАП ниже низшего предела – штраф от ста тысяч рублей?

Т. Денискина: Все это определено Кодексом административных правонарушений. Поскольку руководитель территориального управления является инспектором, который принимает решение по делу, он должен рассмотреть все условия, все причины, все комментарии. И уже после этого принять решение, в том числе, с учетом малозначительности, в том числе, с учетом смягчающих или отягощающих факторов – это полностью в его компетенции как лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.

Слушатель Смирнов (юрист): Планирует ли Роскомнадзор устранение излишнего регулирования при лицензировании телерадиовещания, а именно замену концепции вещания на программную направленность для каналов, вещающих на частоте, выделенной вещателю, без проведения торгов, как это предусмотрено п. 2 ч.9 ст. 31 Закона РФ о СМИ и Положением о лицензировании в телерадиовещании, утвержденном заседанием Правительства?

М. Виноградов: Во-первых, мы считаем, что история с направлением вещания, с концепцией, целиком в руках вещателей-заявителей. Большое количество заявок приходило и приходит с точки зрения упрощения концепции вещания – выделяется одно или два направления вещания. Но при этом есть случаи, когда, особенно от региональных телерадиоканалов, когда приходят заявки на очень развернутые концепции с большим количеством направлений, со сложными процентами – двенадцать, пятнадцать с половиной, и так далее. Мне кажется, что если сама лицензия довольно простая, одно-два направления вещания, то и проблем таких особо не возникает.

Т. Денискина: Концепция вещания возникает когда? Когда частота получена в результате конкурса, и нужно было сравнить, что же у нас будет в эфире крупного города, который интересен вещателю, в том числе, с точки зрения получения дохода и возможности размещения рекламы. Соответственно, чтобы можно было сравнить несколько концепций, вводятся вот такие проценты, потому что очень сложно будет рассматривать трех конкурсантов, которые придут с концепцией "информационно-аналитическая". А что там внутри? Какие там обязательства? Законодатель не случайно выделил крупные города в категорию конкурсных. Федеральная конкурсная комиссия рассматривает вещателей не по принципу понравился-не понравился, красиво ли он рассказал, что он будет делать в этом городе. Они должны конкретно увидеть, какие обязательства, в том числе социальные, он берет на себя. Чтобы программная концепция развернула и помогла сравнить, у кого же наилучшее предложение и чья концепция наиболее отвечает потребностям горожан, чего еще не было в данном городе, что можно было бы заменить, какие направления вещания и тематику добавить. Поэтому чтобы отказаться от программной концепции, нам нужно отказаться от конкурсов на вещание.

Игорь Сабуров (Челябинск): Для радиостанции допустимо прекращение вещания на срок до 90 дней, но нигде не прописана возможность периодичности таких отключений. Уточните, пожалуйста, будет ли являться нарушением отключение вещания на срок до 90 дней несколько раз в году: то есть, не вещали 90 дней, на неделю включились, и снова на 90 дней отключились. Будет ли это нарушением лицензионных требований?

Т. Денискина: Нарушением лицензионных требований это не будет, но, если вы будете так делать, вас никто не будет слушать. Вы же работаете для слушателей, а если вы три дня в неделю повещали, а потом отключились на три месяца, то у вас никакой деятельности не будет, слушатели от вас уйдут. Нарушением это не будет, более того, есть такие компании, которые включаются на сутки. Мы знаем их всех поименно и понимаем эту ситуацию. Только мы их и слушаем, как говорит Максим Викторович. Мы все понимаем, бывают различные проблемы, скажем, как сейчас – технические, экономические, финансовые, карантин. Более того, у нас иногда бывают такие технические проблемы, когда необходимо из какого-то удаленного города вывезти передатчик, поскольку его там никто не сможет отремонтировать. И если региональное управление Роскомнадзора проинформировано о такой проблеме, то вещатель может больше трех месяцев ремонтировать свою вышку, и мы относимся к этому с пониманием. Но все же не нужно этим злоупотреблять.

Альфред Зинатуллин (г. Ижевск): Какие сроки переоформления лицензии на собственное вещание и каковы требования для переоформления? 

М. Виноградов: Видимо, речь о том, что из-за включения цифрового вещания рассыпается модель взаимодействия федеральных и региональных партнеров.

А. Широких: Да, Альфред был партнером СТС в Ижевске.

М. Виноградов: Много региональных вещателей подали документы на ФКК в части изменения концепции либо перехода на что-то другое: либо на свой телеканал, либо на другой федеральный партнер. Эти заявки рассматриваются в общем режиме, они поступают в ФКК, и мы при возможности будем их рассматривать на ближайшем заседании. При этом отмечу, что, исходя из предыдущих решений ФКК, можно выделить несколько закономерностей: во-первых, Федеральная конкурсная комиссия не поддерживает замену одного федерального партнера на другого. То есть, таких положительных решений я не встречал.

А. Широких: Хочу уточнить, федеральным партнером Вы сейчас называете любой московский канал? Или вы имеете в виду, входящий в мультиплекс?

М. Виноградов: Любой федеральный московский канал. Так вот, таких решений ФКК либо нет, либо очень мало. Второй момент – иногда региональные каналы заявляют, что они будут вещать сто процентов себя, 168 часов, и у нас это вызывает вопрос – а возможно ли это? Что это будет за качество контента? Возникает ощущение, что внутри будет какая-то синдикация, и мы не совсем понимаем, из чего будут складываться эти 168 часов. Поэтому, если кто-то готовит такие документы, то нам необходимо получить какие-то дополнительные пояснения в свободной форме, что это будет. И обращаю ваше внимание, что ФКК с большой настороженностью относится к таким заявкам, поскольку действительно не видно, что будет внутри телеканала, ФКК не понимает, на что оно соглашается или не соглашается. При этом есть положительные решения ФКК, когда канал сохраняет тот объем вещания, который у него был. Было у него три часа в день, вместе с федеральным партнером, он их и оставил. Такие решения ФКК есть.

Татьяна Ерохина ("Истоки"): Мы дважды – в сентябре и ноябре – подавали документы на ФКК для переоформления лицензии в связи с расторжением договора с "Рен ТВ" на собственное аналоговое стопроцентное вещание, документы были возвращены без объяснений. Что нам делать?

М. Виноградов: Вещатель может подавать неограниченное число заявок, но советую подавать разные заявки. Если вам отказали на 168 собственного вещания, измените количество часов. Каналы могут вещать много всего разного, ну, по тому конкретному случаю ФКК отказало. Никто, в то же время, не запрещает подавать на то же самое, но я не вижу в этом смысла, если был уже отрицательный ответ.

А. Широких: Двадцать первая кнопка: как инициировать рассмотрение вопроса на ФКК по выбору двадцать первой кнопки? Письмо от Правительства региона?

М. Виноградов: У нас четыре региона из восьмидесяти пяти, где не выбрана двадцать первая кнопка, и один, в котором был прекращен статус двадцать первой кнопки. Это Чукотка, Камчатка, Горный Алтай, Псков и Курган, в котором была двадцать первая кнопка, но канал отказался от своего статуса. И нам нужно инициативное письмо о том, что есть вещатели, которые хотели бы стать двадцать первой кнопкой, и с телеканалов соответствующие документы, и мы сможем провести такое заседание.

А. Широких: Теперь я понял, почему этот вопрос пришел из Кургана, где Татьяна Хильчук, директор медиа холдинга "Область 45", говорит о том, что они подали документы на участие в конкурсе на двадцать первую кнопку в Курганской области, заседания отложены. В настоящее время в регионе нет телеканала, за которым закреплена двадцать первая кнопка. Когда планируется решение этого вопроса? Ну, Максим Викторович ответил ранее, что это или июнь, или уже сентябрь.

М. Виноградов: Хочу отметить, что, с точки зрения процедуры, я пока не очень понимаю, на что Курган сдал документы, поскольку сама процедура выбора пока не объявлена. Чтобы ее объявить, сначала нужно провести заседание, принять решение об объявлении конкурса, определить процедуру, и только после этого через какое-то время будет проведена сама процедура выбора. Вероятно, это было инициативное письмо, но мы, в любом случае, мы внимательно отнесемся к документам.

А. Широких: Вопросы по двадцать второй кнопке. 

Справка: Критерии для каналов, претендующих на двадцать вторую кнопку – 75% российского контента и 20% вопросы местного значения. Путин подписал закон 3 июня 2019 года. Процедура выбора так и не началась из-за пандемии. На апрельском заседании ФКК двадцать вторая кнопка должна была разыгрываться в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани и Уфе.

Дмитрий Карпенко (холдинг ЮТВ): Существует ли механизм отсечения федеральных вещателей от участия в конкурсе на двадцать вторую кнопку?

М. Виноградов: В настоящий момент у нас есть только те требования, которые предусмотрены Законом о СМИ. Там три критерия: по национальному вещанию, по местному контенту и по территории вещания. Больше никаких требований к заявителям, к участникам нет. Если какой-то федеральный канал готов создать региональную или муниципальную версию, которая будет соответствовать данным требованиям, он вполне может участвовать в процедуре выбора.

Андрей Юдин (телеканал "Центр", г. Красноярск): Когда будет проводиться конкурс в Сибири и конкретно в Красноярске?

М. Виноградов: Кроме тех дат, которые озвучены у нас на сайте, других нет. Принцип сохраняется: мы движемся от крупных городов к городам с меньшей численностью населения. Замечу, что постоянно ходит информация, что будут разыграны только конкурсные города. Повторю, это тот список, в котором мы понимаем, что есть вещатели, которые придут на процедуру выбора. Теоретически мы можем пойти в любые другие города, если там есть потенциальные участники, которые могут прийти. Особо подчеркну, если так есть кабельные сети. Как вы понимаете, бессмысленно выбирать телеканал, если у муниципального образования нет кабельных сетей.

"В каждом муниципальном образовании может быть выбран один муниципальный обязательный общедоступный канал", - из ФЗ по двадцать второй кнопке.

Справка: Заседание ФКК по выбору муниципального обязательного общедоступного телеканала ("22 кнопка"), запланированное на 27 мая 2020 г., перенесено на неопределенный срок.

Алина Сулейманова, вицемэр Уфы: Есть ли четкие цифры, какое количество муниципальных компаний выйдет на конкурс по двадцать второй кнопке в стране?

М. Виноградов: Мы анализировали муниципальные образования, в которых есть "муниципальные" телеканалы. Но мы пока поостережёмся озвучивать эти цифры, потому что мы всегда берем с запасом, чтобы подсчитать свои трудозатраты, и на практике всегда приходят на порядок меньше.

А. Широких: Можете ли Вы озвучить цифры, сколько на апрельское и майское заседания присылали заявок?

М. Виноградов: Я точно не помню, в какой момент мы должны опубликовать перечень этих участников. Такое внутреннее ощущение, что когда мы объявим конкретную дату заседания, мы тогда их и опубликуем, чтобы все были в одинаковых условиях, поскольку, скорее всего, сейчас не все участники этих выборов смотрят наш эфир живьем. Тогда получится, что до кого-то мы эту информацию донесем раньше, до кого-то позже. А наш интерес заключается в том, чтобы был какой-то конкурсный механизм, чтобы было несколько участников, поэтому наша цель достигнута.

Сергей Кустов ("Барс", г. Иваново): Почему нет возможности проводить конкурсы по двадцать второй кнопке не три-четыре города в месяц, а пакетом, например, по областным центрам федеральных округов, как это проводилось по двадцать первой кнопке?

М. Виноградов: Потому что, когда мы проводили конкурс по двадцать первой кнопке, у нас было ограниченное количество городов, то есть столиц субъектов у нас ограниченное количество, и субъектов также ограниченное количество, они зафиксированы в Конституции. А в ситуации с муниципальными каналами они могут быть выбраны в муниципальных образованиях. Причем, муниципальные образования существуют разных форм, то есть задача, конечно же, конечная, но существенно больше. Поэтому одновременно что-либо сделать не получается и даже составить какой-то график конечный тоже не очень получается, тем более, ситуация по ходу меняется. Поэтому и был выбран такой принцип, похожий на историю с радио. Там же тоже количество частот конечно, и разыгрываются они по очереди, так же и здесь мы начали реализовывать, исходя из той ситуации, где большее количество жителей, чтобы как можно большее количество человек получили возможность смотреть муниципальные каналы.

Справка: по состоянию на 2019 год в списке конкурсных городов – 184 города. Полный список на сайте РКН. 

Вопрос из Иваново: Что можно сделать, чтобы город на конкурсе по двадцать второй кнопке был рассмотрен оперативнее других?

М. Виноградов: Все просто: нужно писать инициативные письма как от потенциальных участников, так и от региональных органов власти.

А. Широких: Спасибо. Может ли РКН или ФКК опубликовать хотя бы примерный график проведения конкурсов на двадцать вторую кнопку, вплоть до 2021 года, чтобы вещатели могли оценить, когда до них дойдет очередь, есть ли экономический смысл ждать проведения этого конкурса?

М. Виноградов: Нет, не можем. Есть требования законодательства объявляться за шестьдесят дней, и мы будем ему следовать.

А. Широких: Спасибо. Следующая тема – проект 196 приказа. Начнем с главного: какова его судьба?

Т. Денискина: Вы имеете в виду – о временном сокращении лицензионных требований?

А. Широких: Да. Он появился, подписанный [министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максутом] Шадаевым, но вроде бы не прошел регистрацию в Минюсте.

Т. Денискина: Да. Этот приказ должен пройти обязательную регистрацию в Минюсте. К сожалению, в той редакции, в которой он был подписан, Минюст его не зарегистрировал, вернул на доработку. Это приказ уже в новой редакции побывал в Роскомнадзоре, мы направили в Минюст свои комментарии. Мы, как и все вещатели, ожидаем скорейшего принятия этого приказа. Ведь если вы заметили, а я думаю, что все вещатели заметили, ни в марте, ни в апреле, ни в мае центральный аппарат никому не выдает никому предписаний. Мы ждем, когда у нас с вами определится окончательный перечень лицензионных требований до конца 2020 года.

Именно поэтому мы приняли решение о временном моратории на выдачу предписаний со стороны центрального аппарата, в том числе, по результатам проведенных в начале года мероприятий. Соответственно, чем быстрее будет принят приказ, тем быстрее мы с вами будем работать в нормальном правовом режиме. Все мы получаем письма от вещателей о том, что в связи с тяжелой экономической ситуацией, мы отключаем вещание с ноля часов до шести утра, в том числе, на передатчиках, принадлежащих РТРС. Мы все эти уведомления принимаем к сведению. Но хотела бы обратить ваше внимание, что помимо Роскомнадзора за вами следят ваши коллеги и граждане.

У нас по Центральному федеральному округу много достаточно активных граждан, которые пишут в территориальные управления Роскомнадзора о том, что вещатели на территории Центрального федерального округа, в том числе в Брянске, Рязани, Липецке начали отключать ночное вещание. По экономическим соображениям это понятно, но законодательно нам с вами нужен этот приказ о временном сокращении, который предусмотрит, в том числе, вот такое послабление, возможность сокращать объем вещания в ночное время, таким образом, сокращая свои затраты.

А. Широких: То есть, до тех пор, пока 196 приказ не формализовался, все это незаконно?

Т. Денискина: Пока да. У нас были несколько обращений от вещателей, сейчас это нарушение лицензионных требований. Но, учитывая, что сейчас у нас плановых мероприятий нет, мониторинг вещательных организаций мы тоже осуществляем, но материалы пока кладем на полку. Мы знаем, кто где отключился, но пока никаких мер не предпринимаем. Еще раз обращаю ваше внимание – если будет заходить обращение гражданина, то в настоящий момент мы обязаны на него отреагировать, иначе мы нарушим целый комплекс законов.

Вопросы по РИЧам [Разрешениям на использование частот]
Борис Иогансон: "Что делать с аналоговым ТВ? Будут ли продлены разрешения на право использования аналоговых частот?"

М. Виноградов: Это не совсем наша история, но мы знаем, что наши коллеги из Управления связи такие предложения подготовили и направили в аппарат ГКРЧ. 

Возрастные маркировки. Татьяна Гойдукова (программный директор телеканала "Губерния", г. Хабаровск): При анонсировании онлайн мероприятий (фестивали, акции и т.д.) в ТВ эфире нужен ли возрастной маркер, если у самих онлайн мероприятий нет возрастных ограничений?

Т. Денискина: Если мероприятие относится к категории зрелищного, то потребитель этой информационной продукции должен понимать, для какой категории предназначено эта продукция. Соответственно, даже если она не имеет возрастных ограничений, вы, анонсируя условную сказку "Теремок", которая 0+, вы должны указать, что постановка хабаровского Театра юного зрителя относится к категории 0+, то есть, предназначена для всех возрастных категорий. Мы ведь знаем, что не все постановки театров сегодня делают в классическом варианте. Мы все знаем, что бывают постановки, например, недавний спектакль "Евгений Онегин", где могут быть неожиданные творческие решения режиссера. Поэтому в анонсе онлайн мероприятия, даже имеющего категорию 0+, необходимо указать – без возрастных ограничений, чтобы зритель понимал, что он тут не увидит ничего плохого, никакой новой трактовки, ничего ненужного ребенок при просмотре не получит.

Дмитрий Карпенко (ЮТВ): Каков сегодня порядок измерения знака информационной продукции для целей сравнения его с размером логотипа канала?

Т. Денискина: Хочу сказать, что в течение 2020 года с размером знака проблем у нас практически ни у кого не осталось. Особенно все кабельные каналы, на мой взгляд, сделали так, что когда Роскомнадзор включает – вот вам, получите, на пол экрана огромный знак. Но, в принципе, ничего плохого я в этом не вижу. Проблема эта закончилась. А подсчет остался тем же самым: мы взяли простую арифметику: мы вписываем логотип в квадрат или в прямоугольник и считаем его площадь. Мы, конечно, могли бы "заморочиться" и считать конкретно площадь сложной фигуры, у кого там вензеля и прочее, но мы всегда должны понимать, что кроме федеральных каналов, у которых всегда есть возможность подсчитать это, есть еще муниципальные каналы, у которых есть, допустим, главный редактор и один журналист, он же программный директор, приемщик рекламы и так далее. И он не станет высчитывать вот эту сложную площадь своего логотипа, это бессмысленно. Итак, вписываем логотип в квадрат или прямоугольник, и считаем площадь этого квадрата или прямоугольника.

Мы уже давали разъяснения по поводу всяких новогодних шапочек, елочек, мигающих огоньков и тому подобного – у нас логотип остается неизменным, и все, что на него накладывается, это элементы временного оформления, и мы их по общим правилам не учитываем. По этому поводу было несколько обращений вещателей, я им в письменном виде давала эти разъяснения.

А. Широких: Спасибо. 1 апреля президент подписал закон, который предусматривает в День памяти и скорби проведение общероссийской минуты молчания. Есть ли какие-то рекомендации Роскомнадзора для вещателей по этому поводу?

Т. Денискина: Уважаемые коллеги, 22 июня у нас День памяти и скорби. Я неоднократно говорила, что в этот день должна изменяться программная политика канала, особенно это касается развлекательных каналов. Если у нас есть прямое указание президента о том, что необходимо провести минуту молчания, соответственно, те, кто выполняет Указ президента, нарушать другие требования в сфере массовой коммуникации не будут. Данная позиция будет доведена и до территориальных управлений. Мы с вами всегда работаем 22 июня с учетом требований Указа президента о Дне памяти и скорби и с учетом того, что необходимо провести минуту молчания, то есть, это не будет нарушением программной концепции.

А. Широких: Постановление Правительства №440. Расскажите о практике применения этого постановления применительно к деятельности вашего управления. В каких случаях до конца года точно не надо подавать лицензии на переоформление, а в каких все-таки надо? Есть ли позиция Роскомнадзора по поводу уступок лицензий, которые невозможно сделать без разрешения ФКК?

М. Виноградов: С точки зрения продления лицензий, которые заканчивались в этом году, их было всего штук двенадцать, по-моему, и по одной из них заявитель уже прислал заявку на переоформление, поэтому она прошла стандартным образом. А что касается одиннадцати других лицензий, мы уже приняли приказ об их продлении, соответственно, вещатели в ближайшее время получат уведомление об этом и переоформленные лицензии.

Отмечу, что там есть еще оговорка, связанная с изменением наименования населенных пунктов, это связано с адресом и с территорией вещания. Но, наверное, на счет этого я не уверен, там вопрос, скорее, надзорный.

Т. Денискина: Как мы знаем, постановление Правительства делает ряд исключений, которые не повлекут в 2020 году каких-то административных мер. У нас с вами четко определены случаи, когда действующая лицензия должна быть переоформлена, и если в установленный срок не подается соответствующее заявление, то это будет нарушением ст.18 Федерального закона №99. Так вот, постановлением №440 четко определен перечень вопросов, по которым в 2020 году, если наступило такое событие, если вы изменили адрес места нахождения юридического лица, то в данном случае не нужно бежать и до конца года подавать документы. При этом, как только закончится действие постановления, соответствующие изменения необходимо будет внести. В отношении именно этих исключений никаких штрафных санкций до конца текущего года не будет. К сожалению, у меня перед глазами сейчас нет перечня этих исключений, но я думаю, что все могут открыть это постановление и прочитать, в каких случаях не требуется обращение в Роскомнадзор для переоформления лицензии.

Людмила Барсукова: Есть ли требования к каналам двух мультиплексов, с точки зрения Роскомнадзора, по тому, как будет осуществляться контроль выхода субтитров. Может быть, методические материалы. [Эта компания занимается программным обеспечением, в том числе и созданием субтитров]

Т. Денискина: У нас с вами нет обязательного требования, что это должны быть обязательно субтитры. Лицензионное требование звучит общим образом: "адаптация для инвалидов по слуху". Соответственно, никаких требований к субтитрам Роскомнадзор не предъявляет. В начале года мы провели опрос всех федеральных вещателей, какими методами они пользуются для адаптации, и кроме субтитров и скрытого субтитрирования, есть еще различные варианты, поэтому формирование методики в данном вопросе – это задача Минкомсвязи, а мы контролируем только само наличие адаптации, не более того.

А. Широких: Спасибо. По двадцать второй кнопке: можете ли вы сказать, кому будет отдано предпочтение при выборе канала двадцать второй кнопки, каналу в сетевом партнерстве с "не-федералом" и не из крупного холдинга (например, с двадцать первой кнопкой), или каналу, купившему готовую сетку у одного из синдикатов?

М. Виноградов: В первую очередь, выбирается один телеканал, который муниципальный, и юридически рассматриваться будет именно он. То есть, если есть лицензия, где есть региональный партнер и федеральный партнер, то рассматриваться будут не все 168 часов вещания в целом, а вещание именно этого муниципального канала. Во втором случае, видимо, будет один большой телеканал, и он будет по лицензии, и у него внутри программная сетка будет формироваться как из программ, произведенных самостоятельно, так и из тех, которые будут закуплены. В любом случае, оцениваться будет качество той продукции, которая есть, соответствие тем требованиям, которые заявлены в законе – чтобы это было непосредственно местное, муниципальное вещание, и все остальные сопутствующие критерии.

На моей памяти заявители приходили даже с роликами ужасного качества. Ну, уж ролик-то всегда можно постараться сделать хорошо, в отличие от остального эфира, а тут даже ролики были такого ужасного качества, именно технического, что члены комиссии просто разводили руками. Но итоговое решение все-таки будет за ними.

А. Широких: Спасибо. Для конкурса на двадцать вторую кнопку надо заполнить 20% эфира контентом местного значения. Если канал вещает с сетевым партнером, от какого объема рассчитывать 20%? От объема вещания муниципального СМИ или от эфира 24/7?

Т. Денискина: Ну, мы же выбираем муниципальный телеканал, соответственно, за 100% принимается объем вещания муниципального канала.

Сергей Рубцов ("Прима", Красноярск): Почему региональные управления Роскомнадзора привлекают к ответственности за нарушение концепции после ухода сетевых партнеров? Мы подали все документы, решений нет, а санкции уже есть.

Т. Денискина: Тут важно разобраться, в связи с каким нарушением наложены санкции. Нарушения программной концепции может быть несколько вариантов: если после ухода сетевого партнера вы остались в своем объеме вещания, которое у вас в лицензии, то нарушение как бы есть, поскольку нет в эфире сетевого партнера, но ваш объем сохранен. Это первый вариант нарушения. Второй вариант: вы отключили вещание, и больше трех месяцев ждете, когда у вас что-то по этим документам решится. И третий вариант – когда вы взяли, и вместо сетевого партнера, указанного в вашей лицензии, запустили его "дочку" из второго эшелона, например, вместо ТНТ – ТНТ4, вот это нарушение программной концепции, за которое нужно наказывать. Четвертый вариант: у вас нет решения об увеличении собственного объема, вы вместо условных сорока часов в неделю гоните сто двадцать часов, это нарушение программной концепции, за это будут привлекать.

То есть, все зависит от характера нарушения программной концепции. Если вы остались в своих объемах, то вас не должны наказывать, территориальным управлениям даны разъяснения, что в случае, когда кто-то обращается, и сообщает, что его сетевой партнер ушел, ситуация сложная, но в своих объемах он вещает, никто из территориальных управлений принимать меры не должен. Если у вас есть такой факт, сообщите нам, пожалуйста.

Оксана Томчак: Есть информация, что плановые проверки РКН отменены до конца 2020 года, но коллеги радийщики все же говорят, что в ряде регионов проверки будут. Поясните, пожалуйста, этот момент.

Т. Денискина: Давайте определимся: термин "проверка" – это мероприятие, проводимое во взаимодействии. Во взаимодействии до конца 2020 года плановых проверок РКН не проводит, они не запланированы. Есть "плановые систематические наблюдения" – они отменены по 30 июня 2020 года включительно. С 1 июля мы начинаем работать в обычном режиме, в режиме плановых систематических наблюдений. Но всегда может нарисоваться кто-то, кто пожалуется, и мы обязаны отреагировать.

Михаил Макаров: В Минкомсвязи заявляют о необходимости смягчения законодательства о возрастной маркировке, чтобы та находилась в руках владельца контента и носила рекомендательный характер. Какова позиция РКН?

Т. Денискина: У различных органов власти есть различные предложения, не только у Минкомсвязи, и у Минкультуры, есть отдельная позиция у Генеральной прокуратуры о необходимости использования проведения экспертизы каждого канала в обязательном порядке. Не "в том числе, с использованием экспертов", а вот просто – "обязательно использовать экспертов". Позиции у ведомств разные. Я считаю, что смягчать пока ничего нельзя. У нас сейчас имеющиеся правовые пробелы между 16+ и 18+ дает право отдельным телеканалам распространять такую информационную продукцию, что мне перед своим ребенком стыдно, если она появляется в дневном эфире. Формально это не попадает под нарушение по Закону №436, под изъятие, но в дневном эфире это есть. Ну, как мать, я считаю, что ничего ослаблять нельзя. Как сотрудник Роскомнадзора могу сказать, что у нас есть ряд предложений по изменению норм 436 Федерального закона, в том числе, по уточнению характера информационной продукции, которая должна быть отнесена к категории 16+ и 18+. Что касается позиции Минкомсвязи – Алексей Константинович [Волин] никогда не скрывал, что он достаточно либеральный человек, который за то, чтобы ограничений было как можно меньше. У каждого своя позиция.

Справка: Большой прямой эфир сессии вопросов и ответов с заместителем министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексеем Волиным пройдет 2 июня в 12.00 мск.

Татьяна Винивитина: Обязаны ли вещатели осуществлять ретрансляцию на всей территории, прописанной в вещательной лицензии? Аналогичный вопрос по операторам связи.

Т. Денискина: Тут такая интересная вещь: у оператора связи, если он не осуществляет вещание, это нарушением не будет, а вещатель обязан осуществлять вещание во всех городах, прописанных в лицензии, на всей территории. Но сразу хочу сказать, что тот самый Приказ Минкомсвязи №196 предполагает в условиях специфической ситуации 2020 года возможность сокращения территории вещания и возможность до конца 2020 года перераспределения своих финансовых потоков.

Виолетта Бойко (ТРК "Крым"): Как следует размещать знак информационной продукции при вещании радиопрограмм – в начале их трансляции или при объявлении выходных данных? 

Т. Денискина: По радиоканалам есть отдельный приказ Минкомсвязи, посмотрите, там все четко написано: если в вашем эфире есть программы только от 0+ до 12+, то вы размещаете с выходными данными, плюс мы с Академией радио давали комментарии, в каких выходных данных необходимо указывать полный набор, а в каких нет. Там ограничивается только наименованием и сообщением об ограничении. Но есть две категории программ, 16+ и 18+, где такие сообщения должны озвучиваться непосредственно перед выходом передачи. Такая двойная плашка: если до 12+, то только с выходными данными, если 16+ и 18+ – и вместе с выходными данными, если у вас канал такой, и перед каждой программой, есть такая особенность.

Олег Соболев ("Шансон"): Планируются ли изменения в методике подсчета рекламы в случае ретрансляции?

Т. Денискина: А как это связано, скажите мне? Трансляция, или ретрансляция – мы меряем рекламу от средства массовой информации. Закон о рекламе привязывает процент рекламы к конкретному СМИ. Если будут изменения в законе о рекламе, изменится подсчет.

Виолетта Бойко (ТРК "Крым"): Можно ли осуществлять показ документального фильма 12+, в котором представлена архивная хроника Великой Отечественной войны со сценами табакокурения?

Т. Денискина: Думаю, трактовка того, что информационная продукция, отнесенная производителем к категории 12+, априори предназначена для детей, неправильна. Есть достаточно большое количество материалов, которые не предназначены для детей, ориентированы на взрослую аудиторию, но при этом не содержат информации, которая может причинить ребенку вред. Этот документальный фильм о Великой Отечественной войне, скорее всего, предназначен и для детской, и для взрослой аудитории.

Также вопрос во времени создания документального фильма. Помните, у нас есть такая отметка – 1 июня 2014 года, которая делит продукцию на ранее созданную, и созданную уже в период действия этого закона.

И все-таки хотелось бы посмотреть этот документальный фильм. У нас для взрослой аудитории есть такое понятие, как художественный замысел. То есть, насколько указанная сцена подходит под это требование, вписывается в данный документальный фильм, нужно конкретно смотреть, что это за аудиовизуальное произведение. И еще, важно не забывать, если уж вы поставили такое произведение для взрослых, в котором художественный замысел позволяет демонстрировать процесс курения табака, не забывайте про социальную рекламу. Вот за ее отсутствие предусмотрены достаточно серьезные штрафы.

Александр Лебедев ("Первый Ярославский телеканал"): На какие правовые акты опираться, работая в соцсетях, размещая там рекламу?

Т. Денискина: Все, что у нас распространяется посредством сети интернет, регулируется Федеральным законом № 149. Отдельного регулирования социальных сетей пока – пока! – нет. Возможно, оно будет, и в перспективе наложит какие-то ограничения на пользователей социальных сетей. Соответственно, вы работаете в социальных сетях, исходя из здравого смысла, и тех правил, которые определили администраторы социальной сети. Еще раз обращаю ваше внимание, что материалы, которые вы распространяете в социальных сетях, не являются продукцией средств массовой информации, к ней наше Управление никаких претензий не предъявляет.

Анна Куриленко (МТРК "Краснодар"): Несоответствие возрастной маркировки у производителя фильма и у Минкульта. Нет возможности СМИ проводить экспертизу. Действует ли принцип – лучше указать маркировку выше или ниже?

Т. Денискина: Получается, что фильм получил прокатное удостоверение, а синдикация поставила ему другой знак? Обычно у нас прокатное удостоверение соответствует всем сопроводительным документам, и там указывается этот знак. Что, синдикат самостоятельно понизил, что ли? Необходимы уточнения. Второе, такая ситуация может произойти, если фильм достаточно старый, и прокатное удостоверение Минкульта выдано на категорию 14+. Тут всегда возникает вопрос: то ли поставить 12+, то ли 16+. И в данном случае необходимо самостоятельно просмотреть эту продукцию, и, используя право, предоставленное Законом № 436, принят решение самостоятельно. Думаю, что есть такие фильмы, которые можно понизить до 12+, а есть такие, которые необходимо повышать до 16+.

Наталья Арутюнян (Красноярск): В конкурсе на двадцать вторую кнопку может ли участвовать вещатель, у которого в программной концепции есть муниципальное СМИ и федеральное СМИ?

М. Виноградов: В конкурсе участвуют не вещатели, а телеканалы, отвечающие критериям, заложенным в ст. 32.1 Закона о СМИ, по объему национальной продукции, по вопросам местного значения и по территории вещания. Если телеканал соответствует этим критериям, он может участвовать в процедуре выбора.

А. Широких: Какое-то количество вопросов я не озвучиваю, поскольку вижу, что на них уже ответили ранее в рамках дискуссии, пожалуйста, в записи посмотрите. Конечно, есть какие-то не отвеченные вопросы, но пусть будет задел, который позволит нам еще раз собраться. Непонятно, как надолго все это затянется. Я искренне благодарю вас за участие в этой секции, это было очень полезно для вещателей, ведь когда вы приходите на какое-то мероприятие НАТ, все равно это ограниченная офлайновая выборка людей, которые смогли приехать, а сейчас нас смотрят двести четыре человека, это отлично. Мы сделали уже больше тридцати пяти стримов, и это конкретный рекорд.

Благодарю спонсора этого выпуска, телеканал 360, благодарю компанию SkyLark, которая поддерживает нас с самого первого выпуска. В чате очень много благодарностей от наших зрителей: спасибо за live, за содержательные ответы, за большой объем полезной информации, хотим еще, Роскомнадзор с человеческим лицом. Особенно приятно, что была такая аудитория несмотря на то, что идут стримы параллельно, такое время активное. Организаторы выставки CSTB тоже сейчас делают стрим по платному телевидению.

Т. Денискина: Мы готовы в таком формате продолжать общение, если в этом есть насущная необходимость, даже после возвращения в обычный режим работы. Такая форма работы нас устраивает полностью.

А. Широких: Спасибо. Было очень много вопросов по РИЧам, нужно с ними разобраться, кому я могу их адресовать.

Т. Денискина: По РИЧам вы можете обратиться к Родионову Виктору Вячеславовичу, это начальник Управления разрешительной работы в сфере связи. Вопросы по привлечению к административной ответственности по материалам Россвязи – это Кожевина Наталья Сергеевна, начальник Управления контроля в сфере связи. Можете с ними организовать встречу в таком формате, поработать, поговорить. Я думаю, что они не откажутся.

М. Виноградов: Спасибо огромное, будьте здоровы!

 

Напоминаем: Большой прямой эфир Youtube-сессии вопросов и ответов с заместителем министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексеем Волиным пройдет 2 июня в 12.00 мск.
С
вои вопросы вы можете отправлять непосредственно в чат трансляции на Youtube (при этом необходимо представиться, желательно сообщить и название компании, которую вы представляете).

избранное