Составляющие успеха услуги VoD

Итак, уважаемые читатели, в прошлый раз мы остановились с вами на тех факторах, которые позволят конечному пользователю заказать интерактивную услугу телевидения — такую, например, как «Видео по запросу», и в конечном счете стать ее постоянным пользователем. При этом мы рассматривали российскую глубинку, где есть ряд ограничений (в частности, уровень доходов на душу населения), позволяющих сомневаться в успешности проекта по внедрению новых услуг оператором.
 
Продолжим перечислять факторы успешности услуги. Мы сказали о том, что услуга должна быть хорошо прорекламирована, при этом у оператора есть хороший инструмент, позволяющий без дополнительных затрат донести информацию до конечного пользователя — это телевизор. Услуга должна быть доступной, и не требовать от пользователя проведения сложных манипуляций в меню телевизора, для того чтобы ее заказать. Кроме того, предлагаемый контент должен быть интересным для пользователя, и здесь всплывает необходимость наличия у оператора инструментов таргетирования рекламы на базе пользовательских предпочтений. Простыми словами, должна накапливается база знаний по тому — какой контент и в какое время просматривает пользователь, и в зависимости от его предпочтений, давать ему возможность заказать полюбившиеся ему фильмы. Если мы видим, что с данного телевизора заказываются фантастические фильмы, то, наверное, имеет смысл больше показывать рекламу с новинками именно этого жанра. При этом, конечно же, нельзя забывать и об общей ротации рекламы по другим жанрам. 
 
К сожалению, мы не привыкли заводить на телевизоре, как на компьютере, свой профиль, который позволил бы оператору разделить членов семьи по их предпочтениям: детям не показывать рекламу, предназначенную для взрослых, а крутить новинки мультфильмов, и отключать возможность заказа контента без разрешения на это со стороны взрослых, и так далее. До этого момента оператор должен учитывать, что по ту сторону экрана находится, по сути, несколько людей с различными возрастными цензами и предпочтениями. И выбрать стратегию продаж на эту аудиторию очень нетривиальная задача!
 
Какой же еще должна быть услуга, кроме первых трех факторов, для того чтобы быть продаваемой?
 
Четвертое, услуга должна быть качественной. С учетом наличия множества открытых источников с нелегальным контентом, важно показать существенную разницу в качестве материала. Только тогда пользователь захочет приобрести эту услугу — в противном случае он не поймет, для чего ему ее приобретать, когда в интернете он может скачать тоже самое и с тем же качеством.
 
Вообще, наличие нелегального контента в открытом доступе очень большая головная боль и правообладателей, и провайдеров услуг. Тяжело продавать контент, когда он появляется на торрентах практически сразу же после премьеры в кинотеатрах. И замечательно, что наконец появился и был принят закон, который с 1 августа этого года будет закрывать интернет-ресурсы по заявлениям со стороны правообладателей на наличие на этом ресурсе пиратского контента.
 
Пятым и немаловажным фактором продаваемости услуги, на мой взгляд, является возможность заказа и потребления данной услуги на всех видах устройств: телевизор, компьютер, мобильные устройства. Потребление услуги на телевизоре сильно ограничено по времени теми полутора-двумя часами, которые может себе позволить вечером пользователь, просматривая вечерние передачи. В данный период за интерес пользователя бьются основные телеканалы, заполняя эфир ток-шоу, сериалами и фильмами. В это время тяжело сподвигнуть человека на заказ и просмотр на телевизоре другого, платного контента. Другое дело, если будет предоставлена возможность заказать понравившийся фильм с возможностью дальнейшего просмотра на любом устройстве, в любое удобное для этого время. Причем необязательно с возможностью соединения с интернетом. Посмотрите в метро, сколько людей смотрят видео с экранов их планшетов и смартфонов? Их много! Сейчас они смотрят скачанный пиратский контент, завтра — качественный фильм, купленный ими через экран телевизора, либо интернет-портал.
 
Другой пример. Находясь на работе, либо в дороге вы заходите в программу телепередач с экрана смартфона и обнаруживаете, что не успеваете на начало футбольного матча или фильма, которого так долго ждали и хотели посмотреть. Что делать? Представьте, что у вас есть возможность поставить с экрана мобильного данную передачу на запись и прийдя домой, спокойно начать смотреть ее с самого начала. Готовы ли вы заплатить за такую возможность? Я думаю, да. Ещё пример. Вы заказали дома фильм, при этом автоматически получили возможность закачать его на смартфон. Согласитесь, приятно скоротать время в самолете, по дороге в командировку, просматривая фильм за фильмом. При этом остаются вопросы договоренностей оператора с правообладателем контента, так как наличие копии фильма на мобильном устройстве является потенциальной дырой в вопросе нелегального распространения данного фильма. Наличие системы закрытия доступа и закачка фильма на локальный носитель в зашифрованном виде решает этот вопрос.
 
Шестым фактором, влияющим на уровень продаж, конечно же, является стоимость услуги. Есть мнение, что чем дешевле стоит услуга, тем она лучше будет продаваться, тем более в регионах с невысоким уровнем дохода населения. Это далеко не так! Оказывается, в определенном ценовом диапазоне уровень продаж не меняется. Пользователь может заказать то же количество просмотра фильмов и со стоимостью в 35 рублей, и со стоимостью 70 рублей. Почему так происходит? Возможно, потому что в Москве и других больших городах всегда есть альтернатива домашнему просмотру — это кинотеатр. Сеть кинотеатров достаточно развита, и есть возможность сходить в кино, не выезжая из своего спального района. В небольших городах новинки проката вызывают ажиотаж и невозможность просмотра фильма из-за отсутствия билетов. И здесь домашний кинотеатр может частично заместить тягу населения к искусству, конечно если поедание попкорна с кока колой во время просмотра может называться этим словом. Назовем все-таки эту сферу своим именем — сфера развлечений.
 
Мне очень интересно ваше мнение — и тех, кто внедряет новые услуги, и тех, кому их так не хватает. Поделитесь своим опытом, возможно истина где-то рядом?