Цифровое эфирное ТВ – извращенная идея?

01.05.2010 00:00

Павел Ромашин,
генеральный директор ОАО «ЦТВ-Регион»

Как развивается цифровое телевидение в нашей стране? Какие возможности по просмотру каналов будут у абонентов? Как отразится на бизнесе кабельщиков развертывание цифровых сетей наземного эфирного вещания? На все эти и многие другие вопросы вы получите ответы, прочитав статью.

Для начала разберемся, для чего придумано цифровое телевидение. Стандарты аналогового вещательного телевидения (PAL, SECAM) позволяют передавать достаточно качественное изображение для домашнего просмотра, но при этом аналоговый сигнал сильно подвержен воздействию шумов (особенно при распространении в условиях городской застройки) и требует достаточно большого ресурса для передачи. Кроме того, при просмотре таких программ на телевизионных приемниках с большой диагональю качество становится недопустимо низким. Для решения этих проблем Европейский Институт Телекоммуникаций разработал семейство стандартов DVB,
включая DVB-T (Terrestrial, англ. «наземный»), – стандарт, учитывающий многолучевое распространение сигнала в городе. Максимально адаптируясь под существующие частотные планы, в частности, для России, с сеткой 8 МГц, поток позволяет передавать до 32 Мбит/с. Что означает в среднем 8-10 программ на один частотный канал, больше или меньше, в зависимости от зоны обслуживания передатчика. Дополнительно появилась возможность передачи телевидения высокой четкости, а также всякие приятные мелочи типа EPG (электронного программного гида).

Итак, что мы должны получить в итоге?
1) освобождение эфирных частот (освободившихся от аналогового телевидения);
2) появление в эфире программ в высоком качестве (720p,1080p);
3) улучшение качества изображения программ вследствие снижения шумов.

Федеральная программа перехода на цифру обсуждалась очень долго. Утверждалась еще дольше. За это время были выданы частоты альтернативным операторам. Мало того, были построены сети с участием как частного, так и государственного капитала.

Согласно принятой концепции, абонентам будет доступен пакет из 8 федеральных программ без взимания абонентской платы. В далекой перспективе, возможно, будет еще второй мультиплекс – вероятно, тоже из 8 программ местного значения. В еще более далекой перспективе будут, возможно, еще и государственные мультиплексы. Был определен и единый федеральный оператор, который будет строить и оказывать услугу по трансляции федерального пакета программ государству – ФГУП РТРС. Для этой задачи правительством выделены бюджетные средства в размере 122,445 млрд. руб. на 5 лет. Итак, любой житель России, приобретя цифровую абонентскую приставку, сможет принимать гарантируемый государством пакет из 8 федеральных программ.

Вернемся к альтернативным операторам, которые на сегодняшний день успели построить сети с зоной вещания, в которой проживает (аж!) 8,2 млн. человек. В этой зоне вещания, которая включает в себя Республику Татарстан, Свердловскую и Курганскую области, а также Ханты-Мансийский а.о., вещается от 8 до 16 программ, абонентами являются порядка 100 тыс. домохозяйств. Так, в рамках утвержденной программы деятельность этих операторов не нашла законных оснований. Оказывать услуги мешает отсутствие лицензий на вещание в стандарте DVB-T. Соответственно выдавать эти лицензии мешает отсутствие подзаконных актов, которые за 5 лет экспериментального вещания так и не появились. Более того, частотный ресурс ограничен. Это значит, что частоты, которые были разработаны альтернативными операторами связи, представляют огромный интерес для ФГУП РТРС. Еще бы! Разрабатывать новые частоты не нужно: можно просто «договориться». Тем более что резервы финансовых ресурсов у «альтернативщиков» за годы бесплатного «тестового» вещания просто не могли накопиться; оплачивать аренду, электроэнергию и пр. нужно ежемесячно. А что в итоге будет с сетями, которые строились в течение последних лет – проблемы собственников.

Так в чем проблема? Договориться о частотах и вещать себе спокойно федеральный мультиплекс! А дело в том, что сам по себе федеральный мультиплекс из 8 программ никому не интересен. Опыт продаж приставок показывает: продажи есть только там, где есть пакет хотя бы из 16 программ. Иначе абонентам просто не интересно тратить деньги на покупку приставки. Хрестоматийный пример – самый крупный город ХМАО -Югра – Сургут; там проживает порядка 300 тыс. жителей. В начале 2009 г. был запущен цифровой передатчик 2,5 кВт. За год вещания, по нашим данным, приставки для приема федерального пакета программ в цифровом виде приобрели не более 20 человек (!). Притом что в населенных пунктах с вещанием двух мультиплексов, например, в пгт. Березово с числом домохозяйств 1500, приставки приобрели порядка 1200 семей, а это 80% населения. Оставшиеся 20% – это, как правило, спутниковый прием. По другим населенным пунктам тренд аналогичный.

Кроме проблем с абонентами возникает вопрос у региональных эфирных вещателей, которые сегодня работают «в аналоге». Как им быть? Многие вещатели готовы запускать свои мультиплексы, распространяя модель бизнеса, отработанную годами – бесплатное телевидение + врезки локальной рекламы. У Ро-скомнадзора есть ответ: такие мультиплексы – прямая угроза бизнесу традиционных кабельных операторов, их интересы Регулятор будет защищать в первую очередь. А как же тогда переходить на цифровое телевидение региональным вещателям? Господа, давайте разберемся. В нашей стране никто не обещал тотального перехода на цифровое телевидение.

С 2015 г. лишь завершается международная защита аналогового вещания, а это грозит только вещателям, расположенным на государственной границе. Так что аналогового вещания никто не отменяет, мораторий ГКРЧ в этой части снят.

Государство поддерживает экономику в условиях кризиса. Создаются программы по развитию инвестиционных проектов и развитию реального сектора экономики. Хотя, если рассмотреть отдельный бизнес-фронт, фронт цифрового телевидения, мы увидим болото и спровоцированный кризис. Сегодня практически все альтернативные операторы цифрового телевидения, вложившиеся в перспективный бизнес-проект, стали жертвами государственной политики: точнее, ее отсутствия. Без понимания происходящей ситуации со стороны государства и срочной поддержки предприятия отрасли цифрового эфирного вещания, которая за несколько последних лет накопила передовой опыт строительства, эксплуатации цифровых сетей будут вынуждены проходить процедуру банкротства.

Итого. Все мы помним задачи, поставленные перед цифровым телевидением? (см. выше). Что получается в итоге? Так как аналоговое телевидение продолжает жить совместно с цифровым, вопрос освобождения эфирных частот остается открытым. Появление в эфире программ в высоком качестве – это чисто коммерческий продукт; выходит, он не для эфирного телевидения. Улучшение качества – определенно «да».

Но интерес абонентов к мультиплексу из 8 программ слишком мал, чтобы заинтересовать. Два – вполне достаточно для российской глубинки, не избалованной кабельным телевидением. Для крупных городов интерес представляет не менее трех мультиплексов. Достаточно ли в госбюджете средств для строительства такой сети? Сможет ли быть хоть как-то интересна потенциальным абонентам строящаяся государственная сеть?