Враг у ворOTT

12.03.2012 01:29

После второго международного форума Connected TV & Video можно констатировать, что в глазах телезрителя граница между интернет-видео и традиционным кабельным ТВ начинает стираться. Разберемся, почему это происходит, и чем грозит кабельным операторам.

6 марта прошла вторая международная конференция Connected TV & Video. И прошла она под негласным лозунгом: «Все хотят быть Netflix». Перспективы развития OTT-сервисов многим экспертам отрасли платного телевидения уже не кажутся сомнительными. А компаний, выходящих на этот рынок, становится все больше и больше. Неудивительно, что некоторые докладчики не удержались от упоминания наиболее успешного западного провайдера OTT — Netflix.
 
Так в чем же заключается основная причина желания «стать Netflix»? Скорее всего, в том, что такие провайдеры OTT-сервисов, как Netflix и Hulu, способны зарабатывать деньги без сотрудничества с операторами КТВ. Роль последних, если они предоставляют услуги ШПД, в таком случае сводится исключительно к обеспечению населения интернетом. А это делает вполне оправданными опасения операторов, что они могут потерять часть доходов или вообще выпасть из бизнес-цепочки. В такой ситуации для них есть только два выхода: либо просто предоставлять доступ к интернету, либо самим превращаться в OTT-провайдеров — агрегаторов контента телеканалов.
 
Сейчас позиции операторов еще достаточно сильны, но в долгосрочной перспективе их роль посредника в предоставлении зрителям видеоконтента будет становиться гораздо менее значительной. Патрис Слуповски, Вице-президент компании Orange, по этому поводу сказал, что старые традиционные игроки всегда заменяются новыми и заметил, что легко может себе представить мир, в котором производитель видеоконтента будет взаимодействовать с потребителем напрямую. И инструментом, способным убрать из цепочки «контент-оператор-зритель» промежуточное звено, как раз можно считать интерактивные ТВ-приемники с доступом в интернет (Smart TV или Connected TV). Они позволяют абонентам не только смотреть линейное кабельное телевидение, но и использовать OTT-сервисы с бесплатной функцией VOD. А доступ к таким сетевым ресурсам через ТВ-приемник делает перспективы КТВ не очень радужными
 
Однако, по словам Патриса Слуповски, сейчас только 20% людей, которые покупают ТВ-приемники с функцией доступа к интернету, используют эту возможность. Президент «Акадо» Виктор Кореш назвал другие цифры (видимо, исходя из реалий российского рынка): по его мнению, 47% пользователей Smart TV заходят через него в интернет. Но он также согласился с мнением, что пока эта функция не слишком востребована. К потенциальным пользователям OTT-сервисов надо также добавить тех, кто использует отдельные (не встроенные) медиаплееры с доступом в интернет.
 
По данным тайваньской исследовательской компании TRI (Topology Research Institute), мировые поставки телевизоров в 2011 году составили примерно 250,351, тогда как Smart TV было выпущено около 25,176. По прогнозам, в 2012 году цифры должны быть следующие: обычные телевизоры — 258,174, Smart TV — 52,845; в 2013 году: 268,794 и 87,827; в 2014 году: 282,065 и 124,174.
 
 
Согласно исследованиям ComScore, количество Connected TV в России на 2011 год равнялось 1,5 млн. устройств, из которых 1 млн. был продан в течение этого же года. По прогнозам, в 2012 году их будет уже 3,5 млн., в 2013 году — 5,1 млн., в 2014 году — 7,1 млн., в 2015 году — 8,8 млн., а в 2016 году — 10,8 млн. Доля продаж Smart TV в сети «М.Видео» на июнь 2011 года уже превышала 20%, и, по прогнозам, к концу года она должна была составить 40% от общей массы телевизоров.
 
 
Так чем же развитие OTT-сервисов грозит операторам КТВ? Ведь IPTV тоже есть, что предложить своим зрителям: «Видео по запросу», возможность поставить видеотрансляцию на паузу и даже отмотать назад. Но OTT-сервисы, помимо всех перечисленных функций, дают пользователям возможность смотреть видео в любом месте в любое время, с любых устройств (ПК, игровые консоли, смартфоны, Smart TV и т.д.). Для просмотра необходим лишь доступ к сети интернет.
 
Однако это еще не значит, что распространение OTT заставит IPTV отойти на второй план. По словам директора по контенту «Триколор ТВ» Юлии Шахмановой, количество абонентов IPTV за 2011 год выросло на 142%, а темпы роста сегмента платного телевидения в России не уменьшаются. Сейчас доля IPTV на рынке Pay TV составляет около 6% (и по прогнозу J`son & Partners к 2016 должна вырасти до 12%).
 
Еще немного позитива в общую картину добавил директор по маркетингу «Вымпелком», Анатолий Сморгонский: он заявил, что считает IPTV массовым продуктом и добавил, что проникновение услуги в регионах идет более интенсивными темпами, чем в столице. («Вымпелком» — второй после Ростелекома поставщик услуги IPTV на российском рынке). Однако, на этом позитивные отзывы о позициях IPTV по отношению к OTT, закончились. В докладе под названием «OTT — альтернатива или эволюция IPTV» глава Российского представительства NDS Limited Ираклий Накашидзе оспорил высказывание Анатолия Сморгонского, заявив, что IPTV не рассчитано на массовый рынок с низким ARPU. Об этом, как раз, свидетельствует шестипроцентная доля, которую IPTV сейчас занимает на рынке Pay TV.
 
Также Ираклий Накашидзе высказал мнение о том, что и OTT имеет свои сложности, наиболее существенной из которых можно считать трудность с подпиской абонентов на эту услугу. Но это, скорее всего, может говорить лишь о том, что основным путем развития OTT-сервисов станет заработок на рекламе. А здесь где развернуться, ведь в 2012 году объем российского рынка интернет-рекламы занял вторую строчку после телевизионного. Более того, бесплатный доступ к большому ассортименту качественного видеоконтента, скорее, станет плюсом для множества пользователей интернета, которые и так не привыкли платить за подобные услуги. Иными словами, перед счастливыми обладателями Smart TV стоит вопрос: подключить ли ему IPTV или получить то же самое бесплатно, используя OTT? Что он выберет — предугадать не сложно.
 
Генеральный директор Tvigle Media Егор Яковлев привел яркое метафорическое сравнение, которое в пересказе выглядит примерно так: «Представьте, что вы впервые в жизни приехали в Москву, вышли на площади перед Казанским вокзалом и стали искать Ленинградский. К вам подошли таксисты и предложили довести до него за 500 рублей. Вы согласились. Вас полчаса повозили по дворам, потом перевезли через дорогу от Казанского вокзала и высадили у Ленинградского. Эти таксисты — IPTV. А если бы вы бесплатно прошли по подземному переходу и за пять минут добрались до Ленинградского вокзала самостоятельно — это был бы OTT».
 
Но наиболее показательным стал доклад Стюарта Сандерса, программного директора компании Kit Digital, крупного глобального игрока на рынке IPTV. В самом начале своего обращения он произнес следующую фразу: «Мир меняется, на арену выходит Netflix», признав, тем самым неизбежность адаптации к новым условиям.
 
Несмотря на очевидность потенциальной угрозы доходам кабельных операторов со стороны OTT, необходимо корректно оценивать ее масштаб. Как отмечает Михаил Шеховцов, управляющий директор по медиа проектам компании J`son & Partners Consulting, временными ограничениями для развития OTT-сервисов является отсутствие возможности смотреть традиционно востребованные ТВ-услуги посредством OTT, что с одной стороны объясняется отсутствием широкого и качественного предложения такого контента в Интернет, а с другой стороны отсутствием возможности смотреть его в традиционном стиле — не сидя за компьютером, а на большом экране телевизора удобно расположившись на диване, что пока невозможно из-за невысокого распространения connected TV (smart TV телевизоров и медиаплееров). До тех пор, пока широкий пакет ТВ-контента недоступен в OTT-сервисах, а большая часть телевизоров не подключена к сети, кабельные операторы вряд ли ощутят серьезную конкуренцию OTT-сервисов.

Об авторе

Влас Бабинец
Корреспондент в «Кабельщик»