Записки модератора: сессия "ИИ в производстве контента и телевещании"

В завершение нашей технологической сессии, посвященной новым трендам в способах производства и доставки контента, мы не могли обойти стороной тему искусственного интеллекта и машинного обучения. Тема эта интересная и можно сказать "модная" и у нее есть множество аспектов — научных, практических и даже этических. Круг вопросов был очерчен следующим образом: Искусственный интеллект в процессах создания контента — сюда мы включили и прямые трансляции, и создание фильмов и рекламы, и так же новостное вещание. А во второй категории вопросов мы остановились на внедрении AI/ML для взаимодействия с аудиторией, для повышения коммерческой отдачи от уже созданного контента. И, наконец, третий — совершенно неожиданный аспект — повышение эффективности работы операторов кабельного телевидения за счет внедрения сервисов с элементами ИИ. К сожалению, некоторые уважаемые спикеры не смогли к нам присоединиться, но в целом все темы оказались раскрыты.

Тему создания контента начал Денис Бызов, исполнительный директор, компания SPB TV, в своем докладе "Новые возможности освещения спортивных мероприятий с использованием устройств видеозахвата на базе технологий искусственного интеллекта". Это было сразу достаточно необычным началом, потому что SPB TV до сих пор была известна, как ОТТ платформа, специализирующаяся на доставке контента. Но оказалось, что специалисты  SPB TV двинулись дальше и вывели на рынок спортивных трансляций "умную" камеру для прямых эфиров, которая может найти применения в секторе любительского спорта и в корпоративном секторе. Программное обеспечение "нейросети" способно "настроить" камеру так, что выбор кадра и последовательность склеек вполне соответствует работе выездной ТВ группы, а вывод в инернет-вещание осуществляет сама  SPB TV через собственные облачные мощности. Для низкобюджетных спортивных трансляций это представляется очень хорошим готовым решением.

Огромный круг вопросов создания художественного и рекламного контента осветила Мария Чмир, CEO "Deepcake". На базе самообучающейся сети можно создать совершенно новых персонажей, а так же "состарить" или, наоборот "омолодить" актера (особенно если есть достаточно фотографий или видеозаписей прошлых лет). Можно добиться необыкновенного реализма, если дублировать фильмы и ролики, не только заменяя аудиодорожку, но и приводя мимику актеров в соответствие с выбранным языком. Мария рассказала и о слабых местах работы алгоритма — ему еще трудно даются определенные ракурсы или ситуации, в которых объект обработки частично "перекрыт" каким-то предметом. Но все реализованные кейсы "Deepcake" показывают, что виртуальные ведущие, синтез видео и редактирование сюжетов без помощи рук это будущее, которое уже наступило. Благодаря их алгоритмам сможет "заговорить" не только Эйнштейн или Шекспир, публичной персоной может стать и человек, который стесняется камеры. Все ограничивается лишь пределами фантазии и мощностью бюджета.

Ярослав Городецкий, генеральный директор CDNvideo, продолжил тему генерации контента с помощью искусственного интеллекта. Он рассказал о новой разработке компании для новостного вещания. Алгоритм ИИ может сканировать все доступные новостные источники, выбирать наиболее важные новости по заданным параметрам, и затем генерировать сам текст новости на русском языке. Этот текст может быть вложен в искусственно созданный образ "ведущего новостей". Видеоряд, титры и сам ведущий — все оказывается порождением комбинации файлов. Такому новостному производству не нужна студия с ведущими и  обслуживающим персоналом. Отличное решение для небольшой телекомпании.

Даниил Лесоводский, руководитель нового направления "Машинного обучения и искусственного интеллекта" "Газпром-Медиа Холдинг" пришел в телевещание из загадочного мира "Big data" . Даниил широко известен в узких кругах, как предприниматель, эксперт в управлении проектами по ИИ, соавтор курса "Машинное обучения для менеджеров". С 2004 он года создал шесть бизнесов по данной теме. Среди клиентов Мегафон, Газпром, X5, Intel, GE, Boston Scientific и др. И вот теперь — Газпром-Медиа, осознавая важность темы, пригласил Даниила возглавить новый отдел ИИ для решения задачи генерации контента новым способом и его адресной доставки в рамках холдинга. Думаю, что за Газпром-Медиа можно порадоваться, раз у них в команде появился такой "Data Monster". Видимо, через год мы увидим от них какие-то уже достаточно ощутимые интересные достижения. 

Очень насыщенный и глубокий доклад сделала на сессии Ирина Савченко, заместитель директора Дирекции общественных связей и интернет-вещания, АО "Первый канал" с названием: "На экране - телезрители. Как интерактивные сервисы помогают телеканалу узнавать свою аудиторию и привлекать ее к эфиру". Первый канал уже не первый год разрабатывает методологию "обратной связи" со своей аудиторией. Участие в "интерактивной игре" позволяет обычным людям стать героями мега-популярной передачи. Это увеличивает вовлеченность и запускает новый интерес к уже "слегка приевшимся" шоу. А в этом году, благодаря сотрудничеству с ООО "Телетаргет" у канала появился надежный алгоритм не только для понимания, кто именно смотрит и какие фильмы и программы, но так же и "врезки" рекламы для показа в определенном сегменте. Ирина рассказала о кейсе "La Moda" - рекламу этой фирмы показывали только юным и молодым покупательницам, для которых эта продукция представляет реальный интерес. Конвертация в реальные покупки, отмеченная рекламодателем, подтвердила правильность выбранной стратегии.

Ну а в финальной презентации Андрей Красько, заместитель главного инженера, АО "Уфанет" рассказал как искусственный интеллект помогает операторам. Умный домофон и видеоаналитика для физических и юридических лиц выступает в данном случае как элемент монетизации и повышения лояльности абонентов и управляющих компаний.  Это "умное" устройство, которое компания показывала так же и на своем выставочном стенде, уже внедрено и доказало свою успешность, хотя и встречает некоторый скептицизм среди старшего поколения.

Далее экспертное сообщество обменялось мнениями по ряду наиболее острых вопросов внедрения AI/ML в производственный процесс. Первой темой, разумеется, стал "Deep fake". Как отличить реального спикера от видеоподделки? Оказывается алгоритм обнаружения существует, но он все же на шаг отстает от алгоритма "генерации виртуальной личности", поэтому единственной "защитой" может пока служить институт репутации источника. Другой вопрос, который обсудило наше сообщество это как далеко может "зайти" использование ИИ? Может ли получиться так, что достаточно будет загрузить в систему сценарий условного "Титаника", а дальше алгоритм сам подберет интерьеры, планы и даже каст? И выдаст готовую ленту? Сессия была технологическая, и участники сошлись во мнении, что с точки зрения технологий препятствия для этого сейчас практически нет. По большом счету все собравшиеся оказались большими энтузиастами внедрения ИИ, поэтому на вопрос о де-абилитации человека интенсивным использованием технологий, опасность таковой отмели с порога. Наоборот, они считают, что внедрение ИИ облегчит жизнь, создаст целый класс новых профессий и продвинет человечество к заветному процветанию. Хотя все же нежелание подрастающего поколения читать и делать простые скучные вещи руками некоторые отметили.

Вопросы из зала также были очень разнообразными, но может быть наиболее острым из них был вопрос о "Большом брате". Может ли искусственный интеллект развиться настолько, что сможет предсказать не только эмоциональное состояние зрителя и его бытовые предпочтения, но и буквально "читать мысли" - вербализовать их? Быть на шаг впереди человека - этого несовершенного "кожаного мешка"?

Конечно, у нашего уважаемого экспертного сообщества ответа на этот вопрос на сегодня нет. И все же постановка его закономерна. Как тут не вспомнить знаменитые "Три закона робототехники"? На мой личный взгляд задаваться этими вопросами надо. Человечество в целом должно озаботиться проблемой, которую хорошо знают все инженеры и технологи. Это проблема "обратной совместимости". Мы должны понимать ее и быть готовыми откатиться на любое количество шагов назад, чтобы не потерять при этом ни цивилизации, ни технологии. ИИ — инструмент огромной мощи. Он должен быть использован лишь во благо.

После окончания круглого стола мне удалось перекинуться парой слов со всеми участниками. Ирина Савченко, в частности, сказала, что очень здорово, что мы начали этот разговор. Его надо продолжить непременно, так как опыт будет накапливаться и он нуждается в презентации и обсуждении. Ее точку зрения разделяют все наши участники, даже те, кто по форс-мажорным причинам не смог присутствовать лично. Всем здоровья, благополучия и новых встреч на CSTB!