К концу третьего квартала 2018 года общее число абонентов виртуальных мобильных операторов (MVNO) в России достигло 6,7 млн, а по итогам года ожидается достижение отметки в 7 млн, сообщает в своем пресс-релизе аналитическая компания "ТМТ Консалтинг". По предварительным оценкам, за год виртуальные операторы привлекли 1 млн новых клиентов.

Российские MVNO обслуживают менее 3% всех мобильных абонентов страны, но их бизнес растет опережающими темпами: компания прогнозирует увеличение числа клиентов виртуальных операторов за весь 2018 год на 18%, в то время как абонентская база мобильного рынка в целом останется на прошлогоднем уровне.

В структуре рынка по игрокам существенных изменений не произошло. Хотя лицензиями на оказание услуг по модели MVNO обладает свыше 70 компаний, рынок по-прежнему в основном формируют три игрока, аффилированных с федеральными мобильными операторами, причем на крупнейшего, Yota, приходится две трети всех абонентов.

При этом структура рынка в разных пользовательских сегментах существенно различается. В В2С-сегменте состав лидеров тот же, что и на рынке в целом, что объясняется активной работой с частными пользователями крупнейших MVNO и наиболее амбициозных новых игроков. Соответственно, В2С-сегмент демонстрирует близкую ко всему рынку виртуальных операторов динамику: за 2018 год ожидается его прирост на 18%. Примечательно, что доля Yota, исторически сосредоточенной на рынке физлиц, в В2С сегменте еще выше - почти три четверти рынка.

В В2В-сегменте рынка MVNO лидирует "Ростелеком": на него приходится свыше половины бизнес-клиентов виртуальных операторов. Это объясняется активными продажами оператором услуг мобильной связи собственным корпоративным клиентам, а также работой с новыми заказчиками.

В последние годы игроки "второго эшелона" проявили возросшую активность на В2В-рынке, предлагая мобильную связь как в чистом виде, так и в составе конвергентного продукта. Однако их клиентские базы, как правило, исчисляются единицами тысяч, либо в отдельных случаях десятками тысяч клиентов.

Следствием работы как лидеров, так и новых игроков стал опережающий рост корпоративного рынка MVNO: в 2018 году ожидается его увеличение на 23%.

Можно ожидать, что в ближайшие годы рынок по-прежнему будут формировать его нынешние лидеры, заключает компания. Также, в первую очередь в сегменте физлиц, возрастет роль банковских проектов, на которые пока приходится лишь 3% рынка.

Напомним, что в начале 2019 года на рынок MVNO собирался выйти "Акадо Телеком". Провайдер будет работать на сетях Tele2 с использованием платформы "ТВЕ-Телеком".