Эксперты подвели итоги первых полутора лет работы антипиратского меморандума, пишет "Лента". Обсуждение проходило время прямого эфира на YouTube-канале "РИФ КИБ".

Генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин рассказал, что в 2020 году посещение пиратских сайтов упало на 40% по сравнению с 2018 годом, с 440-480 млн до 250-300 млн в месяц. Помимо этого на 46% снизилось число уникальных посетителей сайтов с нелегальным контентом, со 130-140 млн до 70 млн пользователей в месяц.

Также выросли показатели легальных ресурсов: на 16% увеличилось количество визитов в месяц, а количество уникальных пользователей — на 30%.

Алексей Бырдин уточнил, что в статистике не учитывался трафик небольших пиратских сайтов, YouTube и видеосервиса "Кинопоиск HD", поскольку аудиторию онлайн-кинотеатра невозможно отделить от аудитории сайта "Кинопоиск". Также, по его словам, за время работы меморандума, в реестр попали 4,2 млн ссылок на страницы с нелегальным контентом. Они были удалены из поисковой выдачи или с видеохостингов. 

Меморандум показал, что рынок в состоянии себя регулировать в значительной степени сам, считает заместитель руководителя Дирекции интернет-вещания "Первого канала" Ирина Савченко. "Все это быстрее, а главное экономичнее, чем судебная процедура", — отметила Савченко, добавив, что необходимость обращаться в суд из-за каждого ресурса с пиратским контентом обнуляла бы весь доход от монетизации интернет-трафика. Однако она обратила внимание на то, что меморандум решает не все проблемы правообладателей — с его помощью нельзя удалять пиратские домены целиком или прямые трансляции.

Исполнительный вице-президент Star Media Никита Трынкин считает, что меморандум и закон, который его будет наследовать, — это только часть работы. Нелегальный контент распространяется, в том числе через мобильные приложения, торренты и каналы в Telegram. Трынкин подчеркнул, что закон, помогающий снижать доступность пиратского контента, необходим, однако даже после его принятия проблема не решится сама собой. 

Андрей Бусаргин, директор департамента защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB, отметил, что меморандум — это временная мера: "Меморандум — хорошее подспорье сделать здесь и сейчас лучше, но если рассматривать его как единственный способ защиты, пока я в это не особо верю. Потому что когда на остальных "пиратах" все лежит, легко на смену придут новые ссылки".

Директор по стратегическому развитию рынка коммерческого департамента "Яндекса" Борис Омельницкий считает, что закон позволит не только масштабировать, но и закрепить на практике работающий механизм, то есть после принятия закона у каждого правообладателя будет в руках удобный механизм для предотвращения потерь от пиратской деятельности.

Эксперты уверены, что важной мерой по борьбе с распространением пиратского контента является снижение его экономической эффективности. Необходимо препятствовать тому, чтобы пиратские сайты зарабатывали на рекламе.

Недавно замглавы Минкомсвязи РФ Алексей Волин рассказал, что число покупателей легального контента в России после начала борьбы с пиратством выросло с 5 млн до 40 млн человек.

Напомним, 1 ноября 2018 года правообладатели и операторы поисковых систем подписали меморандум, о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий. Согласно документу, правообладатели обязаны были в течение трех недель создать реестр с пиратскими ресурсами. Все администраторы интернет-сервисов, подписавшие документ, каждые 5 минут должны проверять этот реестр и в течение 6 часов исключать ссылки на пиратские сайты из поисковой выдачи.

Предполагалось, что меморандум будет действовать до 1 сентября 2019 года, однако позднее его несколько раз продлевали. Последнее продление состоялось в январе 2020 года, когда было решено, что меморандум будет действовать до конца января 2021 года.