ИРИ может стать координатором производства соцконтента для молодежи

15.11.2019 16:00

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) предложило наделить Институт развития интернета (ИРИ) статусом координационного центра, ответственного за организацию производства социально значимого контента для молодежи, сообщает РБК со ссылкой на письмо с ответом аппарата правительства РФ на это предложение. Также факт выдвижения этой инициативы подтвердили источники в ИРИ и пресс-служба Росмолодежи. Гендиректор ИРИ Антон Ключкин тоже подтвердил, что институт выдвинут на роль координатора, однако подчеркнул, что решение будет принимать правительство.

Инициатива Росмолодежи предполагает, что при наделении ИРИ соответствующим статусом ему будет предоставлена от Росмолодежи целевая субсидия. При этом ИРИ должен будет разработать методику и обеспечить выделение субсидий на конкурсной основе производителям контента.

Уточняется, что в проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов заложена субсидия на создание и распространение в интернете контента, направленного на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи в размере 2,4 млрд рублей - по 800 млн в год. Получателем этих средств является Росмолодежь.

По данным РБК, система распределения субсидий будет аналогична системе, действующей в Фонде президентских грантов или в Фонде кино: будет создан наблюдательный совет, экспертный совет для приема и рассмотрения заявок и выделения средств. Подчеркивается важность прозрачности системы, а также участия в ее работе представителей интернет-индустрии.

Гендиректор ИРИ Антон Ключкин сообщил, что распределение субсидий планируется проводить на основе открытого конкурса с публичными условиями. "Процедура отбора проектов будет максимально прозрачной, не исключены публичные питчинги проектов. Вместе с тем об окончательной конфигурации системы отбора можно будет говорить только после того, как ИРИ будет официально назначен исполнителем", - пояснил он.

Также по словам Ключкина, претендовать на субсидии смогут зарегистрированные в России юрлица, включая индивидуальных предпринимателей. Кроме того, Ключкин отметил, что традиционно для оценки контента используют реакции аудитории, такие как охват, вовлеченность и другие, однако не исключил и разработки дополнительных требований эффективности.

По вопросу, какой именно контент для молодежи предполагается разрабатывать, уточняется, что речь идет о контенте, ориентированном на аудиторию до 35 лет. Субсидии планируется выделять на социально значимый, а не политический контент.

"Это может быть все что угодно - видео, аудио, веб-сериалы, подкасты, проекты в соцсетях, игры, образовательные программы. Тематика также может быть различной - начиная от нацпроектов и заканчивая празднованием 75-летия Победы в следующем году. Но решение будет принимать набсовет. Главное - чтобы государство могло говорить с молодежью на актуальные темы на понятном ей языке", - пояснил один из знакомых с темой собеседников РБК.

Антон Ключкин утонил, что приоритет будет у проектов для российских площадок, однако есть понимание, что должна быть возможность размещения на всех площадках, где присутствует русскоязычная аудитория.

Предполагается, что контент будут размещать сами производители в популярных соцсетях и на крупных видеоресурсах: Instagram, "ВКонтакте", Facebook, TikTok, "Одноклассники", YouTube.

Со ссылкой на открытые данные Mediascope подчеркивается, что интернет среди молодой аудитории в разы популярнее телевизора. Например, самым популярным интернет-ресурсом среди пользователей 12-18 лет оказался "ВКонтакте" с ежедневной аудиторией на мобильных и десктопных устройствах свыше 6 млн человек. У YouTube этот показатель выше 4,6 млн, у Google - 4 млн, у Instagram - 3,7 млн, у WhatsApp - 3,3 млн человек.

При этом ежедневная аудитория наиболее популярного у возрастной группы 12-18 лет телеканала СТС, по данным измерителя, в сентябре 2019 года составила 624 тысячи человек, у ТНТ этот показатель имеет значение 444,5 тысяч, у "Первого канала" - 367,3 тысяч человек. Отмечается, что это данные по городам 100+, а в измерении интернет-аудитории учитывались все населенные пункты.

Денис Терехов, управляющий партнер агентства "Социальные сети" отметил, что, чтобы разговаривать с аудиторией "завтрашнего дня" нужно начинать с тех, кому сейчас 12-14 лет. "Современное поколение не просто цифровое - оно иначе воспринимает информацию, что не хорошо и не плохо - это данность. Чтобы коммуницировать с ними, нужно идти в понятные им площадки - не просто в Instagram, а именно в stories [короткие видеоролики, которые удаляются через сутки], TikTok и Likee", - уточнил он.

При этом, по словам эксперта, пока нет успешного механизма попадания на эти площадки, так как традиционные средства продвижения с ними не работают.

Директор Института современных медиа Кирилл Танаев отметил, что для построения коммуникации с наиболее молодой аудиторией надо делать упор на мобильную среду. По словам эксперта, для современных школьников главный гаджет - мобильный телефон, а десктопными устройствами они практически не пользуются. Однако уточнил, что школьники выходят в интернет и с компьютеров и ноутбуков, но, как правило, не своих, а родителей.

Кроме того, эксперт подчеркнул, что мобильный телефон воспринимается молодежью как личное пространство, поэтому пропаганда в мобильной среде может привести к обратному эффекту.

Он также отметил, что совсем отказаться от ТВ для коммуникации с молодежью было бы неправильно: "Большие федеральные каналы теряют совсем юную аудиторию, но с ней умеют и эффективно работают телесети и нишевые каналы. Их контент сейчас доступен во всех средах и востребован этой аудиторией".

Гендиректор PRT Edelman Affiliate Глеб Сахрай отметил, что информационное пространство в интернете быстро меняется, лидерами роста становятся все новые и новые площадки, и на них фокусирует свое внимание молодежь. По мнению эксперта, в связи с этим следовало бы финансировать производителей молодежного контента на ежегодной основе, так как эта система более гибкая и позволяет учитывать актуальные тренды и медиаканалы.

Напомним, в середине октября 2019 года появлялась информация, что президент РФ Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопросы о создании и распространении в Сети видеоконтента для нравственного воспитания молодежи, а также изучить предпочтения молодежи в интернете и создать на базе некоммерческой организации координационный центр по организации производства контента, направленного на духовно-нравственное воспитание молодежи, и его распространение через интернет. По поручению о создании координационного центра предполагается отчет до 1 декабря 2019 года.