По оценке "ТМТ Консалтинг", во втором квартале 2021 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России составило 34,6 млн, проникновение – свыше 61%. Объем рынка составил 37,5 млрд руб.

На рынке отмечалось небольшое сокращение совокупной абонентской базы операторов фиксированного ШПД. Число абонентов снизилось менее чем на 0,1% по сравнению с первым кварталом 2021. Связано это как с сезонными факторами, так и с насыщением рынка, когда возможности экстенсивного органического роста практически исчерпаны. На фоне сезонного сокращения ARPU, характерного для второго квартала, общий объем выручки сократился на 0,8%. ARPU составил 361 руб. (в 1 квартале 2021 года – 364 руб.).

ТОП-5 интернет-провайдеров по итогам второго квартала 2021 года формирует более 71% абонентской базы широкополосного доступа в интернет в B2C-сегменте в России.

Лидерские позиции по показателям прироста абонентской базы во втором квартале 2021 года сохранила компания МТС, число ее пользователей выросло на 150 тыс. (на 3,9%). Значительное увеличение абонентской базы связано с консолидацией компаний группы "Зеленая точка", что позволило МТС усилить свои рыночные позиции в регионах. Доля оператора на рынке РФ увеличилась на 1 п. п. – до 12% в абонентах и до 10% по выручке.

Количество ШПД-абонентов "ВымпелКома" увеличилось во втором квартале на 13 тыс. (или 0,5%). Росту способствовала популярность конвергентных предложений и расширение охвата сети в 2019-2020 годах.

Абонентская база "Ростелекома" продемонстрировала небольшое снижение (на 60 тыс. абонентов или 0,5%) по сравнению с предыдущим кварталом. На фоне насыщения рынка компания сместила фокус на качество клиентской базы, продвижение конвергентных продуктов, продажу цифровых продуктов существующим абонентам.

На московском рынке, где проникновение уже достигло 90%, заметного роста не наблюдается. Абонентская база близка к 4,4 млн, денежный объем рынка – 4,2 млрд руб. Крупнейшими операторами являются МТС (МГТС), "Ростелеком", "ВымпелКом", "Акадо".