Операторы МТС, "Мегафон" и "Вымпелком" обратились к вице-премьеру РФ Дмитрию Чернышенко с письмами, в которых пожаловались на порядок внесения законопроекта о дистанционной идентификации абонентов, передает "Коммерсант". 

Сначала документ был внесен Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций на рассмотрение рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины", призванного снизить административную нагрузку на бизнес. Однако позже Минцифры отозвало проект, а аналогичный документ сразу был внесен в Государственную Думу заместителем главы комитета по информационной политике Максимом Кудрявцевым. По мнению операторов связи, такой механизм внесения изменений в законодательство негативно влияет на институт "регуляторной гильотины".  

Законопроект Кудрявцева предлагает разрешить дистанционное заключение договора с оператором связи с помощью квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи, ключ к которой получен при личной явке, но только при условии идентификации абонента в Единой биометрической системе (ЕБС) "Ростелекома". Представители МТС, "Мегафона" и "Вымпелкома" уже обращались в администрацию президента, правительство и Госдуму с предупреждением, что потери от принятия законопроекта в нынешнем виде составят около 10 млрд рублей на каждую компанию ежегодно. Помимо этого, развитие технологии eSIM станет нецелесообразно, поскольку она попадает в зависимость от ЕБС, что нарушит принцип конкуренции.

По мнению юриста "PwC Россия" Александры Введенской, в отрасли давно назрела необходимость в удаленной идентификации пользователей для заключения договоров. Введенская подчеркивает, что многие пользователи уже прошли идентификацию в Единой системе идентификации и аутентификации (используется в госуслугах) или в ЕБС "Ростелекома", что должно упростить процесс как для операторов связи, так и для самих абонентов. При этом операторы связи должны учитывать, что возможность удаленной идентификации может повлиять на периметр применимости европейского регламента о защите персональных данных GDPR к их деятельности.

Напомним, в сентябре 2019 года Минцифры представило перечень устаревших нормативных актов, состоящий из 30 документов, которые были приняты в период с августа 2005 года по октябрь 2017 года. Проект постановления был разработан в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", который утвержден постановлением правительства РФ от 29 мая 2019 года. 

В конце апреля 2020 года Минцифры подготовило и разместило для публичного обсуждения проект поправок в федеральный закон "О связи", направленный на расширение дистанционных возможностей заключения договоров с операторами связи. 

В середине июня появилась информация, что Минэкономики раскритиковало этот законопроект за избыточные административные и иные ограничения и обязанности для предпринимателей. В частности, за необходимость идентификации через ЕБС. Тогда же сообщалось, что операторы связи вскоре после появления законопроекта Минцифры просили разрешить им использовать для идентификации свои приложения, которые у многих крупных компаний уже разработаны.