Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) представило доклады об итогах развития телевидения и интернета в 2016 году, а также о перспективах отрасли.

Абсолютное большинство населения (более 90% взрослых) по-прежнему смотрит ТВ хотя бы раз в неделю, около 70% делает это каждый день. Не смотрят телевизор только 5% россиян. В то же время меняется способ потребления ТВ. Почти половина (44%) домохозяйств в 2016 году использовали цифровые неэфирные способы доставки (спутниковую, цифровую кабельную и IPTV) как основной способ приема телеканалов. Среди городских домохозяйств этот показа- тель ниже (37%), так как в городах менее распространено спутниковое телевидение. В целом четверть российских домохозяйств смотрит телеканалы через спутниковые тарелки, а в городах – только 15%.

В 2016 году половина (52%) городских домохозяйств обходилась одним телевизионным приемником, треть (33%) имела два телевизора, и 15 % городских семей имели три и более телевизионных приемника в доме. Численность домашнего парка телевизоров на протяжении последних семи лет практически не меняется, как и среднее число телевизоров на одно городское домохозяйство – 1,6–1,7 телевизора.

По данным авторов доклада, в 2016 году не было запусков или ребрендингов крупных телеканалов, в эфире не появилось новых заметных форматов или программ. Региональные и городские телеканалы в 2016 году находились под воздействием противоположных тенденций. С одной стороны, наблюдалась положительная динамика количества региональных телеканалов, с другой – сохранилось состояние неопределенности, связанное с переходом эфирного вещания на "цифру", экономические сложности и снижение интереса аудитории.

Согласно исследованию, проведенному агентством "Практика" в начале 2017 года, 45% жителей России регулярно обращаются к региональному телевидению (показатели варьируются от 33% в ЦФО до 53% в ДВФО), при этом телевизионные новости и информационные программы на региональных каналах смотрят до 84% россиян. Однако регулярно обновляемые данные медиаизмерителей показывают иные тенденции. Так, согласно данным Mediascope, доля аудитории региональных каналов по стране составила 3,4% (в 2015 году этот показатель был на уровне 3,7%, в 2014 году составил 4,1%, а в 2012 году – 4,2%). Из 34 местных телеканалов, вещающих в этих городах, только три по итогам года показали рост доли, у остальных была зафиксирована отрицательная динамика или стагнация.

"Сложной можно назвать и экономическую ситуацию на региональных рынках. Практически экономика региональных телеканалов строится на сочетании прямого бюджетного финансирования, различных форм субсидирования и рекламы, единственного по сути рыночного инструмента", - отмечается в докладе.

В 2016 году объем телевизионной рекламы в региональных СМИ вырос на 8%. Однако рост телевизионной рекламы в целом за тот же период составил 10%, т. е. региональные показатели росли медленнее общенациональных. Общий объем рекламы на региональных каналах составил 31,5 млрд рублей (без НДС), и это до сих пор меньше, чем в 2007 году, когда рынок дорос до 34 млрд рублей. При этом объемы телевизионной рекламы в целом за тот же период увеличились более чем на 50%.

В числе проблем авторы называют то, что в мультиплексах не нашлось места для многих региональных каналов, которые после отключения аналогового сигнала окажутся переведены на платформы неэфирного ТВ, кабельных и спутниковых операторов.

Доклад "Телевидение в России в 2016 году"

Доклад "Интернет в России в 2016 году"