Российская ассоциация электронных коммуникаций рассказала о трендах на 2022 год

08.12.2021 15:55

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) презентовала прогноз основных IT-трендов на 2022 год.

Презентация прошла в рамках Недели Российского Интернета (RIW) и коснулась пяти направлений: "Технология", "Экономика", "Государство", "Общество", "Отрасль". Об этом пишет ComNews.

Среди основных тенденций, актуальных для онлайн-платформ, видеосервисов и СМИ, можно выделить следующие: регулирование рекомендательных сервисов в интернете, борьбу с противоправным контентом, а также его демократизацию.

Рекомендательные сервисы в интернете

На сегодняшний день как в России, так и за рубежом разрабатываются законопроекты, предусматривающие возможность отключения пользователями рекомендательных систем в онлайн-среде. Такие инициативы обсуждаются в России, США, Китае и других странах.

Представители РАЭК поясняют, что рекомендательные алгоритмы стали широко распространенным трендом в работе цифровых платформ, однако у них, как и у любых других сервисов, есть свои недостатки.

В частности, массовое использование подобных алгоритмов приводит к тому, что у пользователя сужается доступ к информации и ослабляется способность к фактчекингу, поскольку он начинает потреблять только тот контент, который выдается ему в соответствии с его предпочтениями. Государственные инициативы нацелены на оптимизацию этого аспекта. В марте соответствующие предложения были подготовлены экспертами Ассоциации юристов России и направлены на рассмотрение в правительство. 

Борьба с противоправным контентом

Еще одним трендом, который активно проявился в этом году и, по всей вероятности, продолжится в следующем, стала активная борьба властей с противоправным контентом в онлайн-среде. Речь, в первую очередь, идет о блокировках материалов с запрещенным контентом (сюда, относятся в том числе такие категории, как "наркотики", "пропаганда самоубийства" и "детская порнография") и защите детей от контента, оказывающего на них деструктивное влияние. 

В начале осени был сформирован Альянс по защите детей в цифровой среде, участники которого обязались удалять нежелательный контент и предпринимать другие меры по защите детей в интернете. Девять компаний основателей Альянса подписали хартию "Цифровая этика детства", в которой провозглашаются основополагающие принципы обеспечения безопасной цифровой среды. Подписантами стали "ВымпелКом", "Газпром-Медиа Холдинг", "Лаборатория Касперского", "МегаФон", МТС, "Национальная Медиа Группа" (НМГ), Ростелеком, VK и Сбер.

На правительственном уровне Минцифры поручило Роскомнадзору ограничить освещение в СМИ сцен насилия и демонстрацию примеров аморального образа жизни. Кроме того, власти обсуждают введение полного запрета на использование ненормативной лексики в онлайн-кинотеатрах, на показ на стриминговых платформах сцен с сексуальными девиациями и ряд других мер. Тенденция на ужесточение требований к контенту, размещаемому на цифровых платформах, наблюдается на протяжении последних лет, и с большой вероятностью сохранится и в 2022 году.

Демократизация контента

Пандемия сильно повлияла на процесс производства контента и привела к его так называемой "демократизации". Новые медиа и блоги в соцсетях переживают настоящий бум. Аналитики отмечают, что сейчас каждый человек может создавать собственный контент и направлять его в массы, не будучи при этом профессионалом в той или иной сфере. По данным Statista, из 50 млн создателей онлайн-контента по всему миру лишь 2 млн являются профессионалами.

Стоит отметить, что особой популярностью сейчас пользуются соцсети с видеоконтентом вроде TikTok и Youtube, число пользователей которых уже давно исчисляется в миллиардах. В России, по данным Brand Analytics, авторами и блогерами в социальных сетях в 2020 году было 64 млн человек, что на 30% больше, чем в 2019 году. На сегодняшний день этот показатель достиг 66,4 млн.